Выставка «Александра Прегель: возвращение в Россию»

 

Выставка «Александра Прегель: возвращение в Россию»: май 2019

Александра Николаевна Прегель возвращается на Родину!  В Доме –музее Марины Цветаевой состоялось открытие выставки, посвященной блистательной художнице, жизнь и творчество которой являются неотъемлемой частью истории России и Российского Зарубежья.
Выставка собрала под сводами столь любимого нами Цветаевского музея наших друзей: представителей музейного сообщества, историков, искусствоведов, писателей, поэтов, коллекционеров, представителей Минкультуры, Посольств, СМИ и просто многочисленных поклонников творчества Александры Николаевны.
Вечер получился необыкновенно добрым, искренним, был насыщен сюрпризами и, мы надеемся, произвел самое благоприятное впечатление на собравшихся.

*****

Жизнь и творчество Русско-Французско-Американской художницы Александры Николаевны Прегель (ур. Авксентьевой; 1907-1984) являются неотъемлемой частью не только истории и культуры России и Российского Зарубежья, ее наследие – есть достояние мировой художественной культуры, подлежащее сохранению и передаче последующим поколениям.

Русско-Французско-Американская художница – как верно это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель, весь жизненный путь которой являл собой путь служения: своей Родине – России, с которой ей суждено было расстаться в совсем еще юном возрасте, и воссоединиться с которой художница мечтала всю жизнь; Франции, где прошло профессиональное становление Александры Николаевны как мастера, и где она встретила, разделившее ее жизнь на до и после начало Второй мировой войны; США – стране, где Александра Прегель откроется миру через свои необыкновенно реалистичные и глубинно философские картины, осмысляющие войну, как трагедию XX века.

Александра Николаевна родилась в семье доктора философии Марии Самойловны Тумаркиной (1882-1976) и видного члена партии эсеров, будущего министра внутренних дел Временного правительства Николая Дмитриевича Авксентьева (1878-1943). Брак родителей быстро распался, и Мария Самойловна стала женой известного литератора Михаила Осиповича Цетлина (1882-1945). Личностное становление юной Шурочки (так называли ее в кругу семьи и близких друзей на протяжении всей жизни) происходило в удивительном окружении: в «салоне Цетлиных» как в Москве, так в последующем в Париже и Нью-Йорке, собирались поэты от Вячеслава Иванова до Маяковского, здесь можно было встретить Милюкова и Керенского, Бунина, Бальмонта, Алданова, Шмелева, Ходасевича и многих других.
После Октябрьских событий 1917 г., как и многие вынужденные стать изгнанниками лучшие представители российской интеллигенции, Цетлины покинули Россию и обосновались в Париже. Именно здесь — культурном центре Европы того времени —  необычайно одаренная девочка начинает постигать секреты художественного мастерства под руководством выдающихся наставников: первыми ее учителями стали близкие друзья Цетлиных — Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.

 С детства была ученицей Натальи Сергеевны Гончаровой и в течении многих лет работала под ее руководством» — так сама Александра Николаевна определяла вклад великой художницы, неизменно находившейся рядом с ней на всех этапах творческого пути. Однако не только любимой ученицей стала для блистательной Гончаровой Александра Прегель  — это были отношения, пронесенные через всю жизнь, пронизанные «отеческой» заботой и поистине «дочерней» благодарностью.

Здесь же, в столице Франции, семнадцатилетняя Александра приобщается к искусству выдающихся художников Российского Зарубежья Александра Яковлева и Василия Шухаева — в 1924 г. она занимается в созданной ими художественной студии. Параллельно с этим процесс активного профессионального формирования начинающей художницы связан с учебой в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже (L’Ecole Nationale Supérieure des Arts Décoratifs), которую она оканчивает в 1929 году. Александра Николаевна активно и успешно работает, и ее картины вскоре становятся неотъемлемой частью многочисленных выставок.
«Салон Цетлиных» продолжал свою жизнь в Париже, превращаясь в один из культурных центров французской столицы. На творческом вечере поэта Софии Прегель состоялась знакомство Александры с ее будущим мужем Борисом Юльевичем Прегелем (1893-1976) – выдающимся ученым–физиком, меценатом и коллекционером, человеком необыкновенных дарований, увлекавшимся литературой, музыкой, живописью.
Убежденные противники нацизма с началом Второй мировой войны Борис Прегель и его супруга становятся одними из создателей Антифашистского комитета, а их дом в Париже местом концентрации и координации антифашистской деятельности – в итоге, еще до вступления нацистов в Париж, они фигурируют в списках гестапо — Прегели вынуждено покидают страну. Это событие разделяет творческую жизнь художницы на «до» и «после», ибо судьба трехсот ее картин, оставленных в парижской квартире, по сей день неизвестна.
Но блистательно талантливая, прекрасно образованная и  успешная Александра Николаевна никогда не почивала на лаврах, а всегда оставалась той самой маленькой девочкой Шурочкой, воспринимающей мир чистой, открытой познанию душой. В США, где обосновались Прегели, она начинает свою творческую жизнь в буквальном смысле с чистого листа – как ребенок начинает делать свои первые шаги.
Сдержанная, закрытая для общения и погруженная в себя после пережитого Александра Николаевна открывается миру через свои работы: художница не успела воочию увидеть страшные будни войны, но ее картины, запечатлевшие глубинное, философское видение самой сути мировой трагедии, пронзительно реалистичны и наполнены болью и страданием. Эти произведения a priori не могли иметь коммерческого успеха в стране, не познавшей ужасов Второй мировой на своей территории, и поэтому стали тогда истинным откровением для Америки.
Однако и столь любимая Борисом и Александрой Прегель Франция, с которой им, как и с Россией, волею судьбы суждено было расстаться, навсегда останется не только в их душе — эта любовь на протяжении всей дальнейшей жизни четы Прегель будет воплощаться в конкретных делах.  Борис Юльевич и Александра Николаевна и в военные, и в послевоенные годы активно помогали нуждающимся во Франции: принимали участие в обустройстве новых беженцев из Европы,  финансово поддерживала знаменитых русских писателей, финансировали  литературные журналы, в последующем помогали русскому Дому престарелых под Парижем и многое-многое другое. Позже тяга и ностальгия по любимому городу воплотится в прекрасных, утонченных в своей простоте работах художницы – наброски карандашом и зарисовки акварелью столь любимых и знакомых ей с юности Парижских улиц.
Русско-французско-американская художница – как верно сегодня это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель. Однако сама Александра Николаевна, несмотря на безграничную любовь и к Франции, и к США, на протяжении всей своей жизни мечтала вернуться в страну своего детства – далекую, и вместе с тем столь близкую ее душе и сердцу Россию. Ее мечте не суждено было осуществиться. Но благодаря близким ей людям, хранителям ее наследия и архива, носителям ее живой памяти мы знаем о заветном желании мастера, высказанном незадолго до того, как она покинула этот мир – пусть не она сама, но ее художественные произведения вернутся на родину, и станут достоянием России.

Организаторы: ГБУК г. Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой» и  коллекционеры Андрей Трубецкой и Наталья Ёхина.

 

****

Дополнительная информация об Александре Прегель и ее семье:

Архив мероприятия:

Завершила работу художественная выставка «Александра Прегель: Путь в Россию»

Лекция старшего научного сотрудника Дома-музея Марины Цветаевой Ольги Ростовой «Семья Александры Прегель и “блистательный русский Париж”»

В рамках заседания Клуба любителей рукотворный книги состоялась презентация «Александра Прегель и «Livre d’artiste»

Лекция Веры Калмыковой, посвященная жизни и творчеству художницы Александры Прегель

Закрыть