Книга «В борьбе за новейшее искусство» (Искусство и революция) представляет собой воспоминания одного из виднейших теоретиков русского авангарда Николая Пунина о событиях 1916-1917 годов, происходивших в Петрограде.

Многие из событий, описанных автором как очевидцем, станут известны читателю впервые. Целиком книга никогда ранее не печаталась, лишь одна глава из нее публиковалась в нескольких советских изданиях. В своих воспоминаниях Пунин не только тонко анализирует факты и выстраивает закономерности окружающих его событий, но и описывает их прекрасным литературным языком.

Николай Пунин

 Николай Николаевич Пунин (1888-1953) – фигура совершенно уникальная. Историк, художественный критик, педагог, теоретик искусства, автор более 200 статей и монографий о русском, советском и зарубежном искусстве. В первые послереволюционные годы Пунин принимал активное участие в строительстве новой художественной культуры. С 1918 по 1921 гг. он в качестве комиссара Русского музея и Эрмитажа занимался разработкой принципиально новых концепций музейных экспозиций. В этот же период Пунин являлся главным редактором газеты «Искусство коммуны» и, наряду с Бриком, Маяковским, Малевичем, Шкловским, Пуни, Альтманом, – одним из ее активных авторов.
Современное издание представляет собой наиболее полный вариант мемуаров, составленный на основе архивных материалов, сохранившихся в семье. Оно подготовлено к печати потомками Пунина – Анной Каминской, Петром и Николаем Зыковыми при участии Андрея Сарабьянова. Книга адресована как специалистам, так и широкой публике, интересующейся искусством русского авангарда.