Наверное, об эпохальной выставке работ Питера Брейгеля Старшего в Венском музее истории искусств слышали даже очень далёкие от искусства люди – настолько хорошо «раскрутили» её австрийцы. Они вообще мастера «музейного» маркетинга – по количеству музеев на душу населения Вена уверенно входит в число мировых лидеров, и отбоя в посетителях не наблюдается.
Выставка действительно уникальная – это первая в мире настолько всеобъемлющая выставка работ главного голландского мастера 16-го века, на ней представлены две трети его живописных работ (около тридцати из сорока сохранившихся) и почти половина рисунков и гравюр. К собственной коллекции музея, насчитывающей двенадцать работ художника – самая большая в мире подборка, — добавились картины и рисунки из немецких, голландских, американских, испанских, английских, французских, итальянских, бельгийских музеев и частных собраний. Многие работы впервые оказались вместе за последние 200 или 300 лет, многие чуть ли не впервые покинули свои музеи. Дело в том, что многие работы Брейгеля выполнены на деревянных досках, которые со временем становятся все более хрупкими — и сотрудники музеев опасаются, что они могут пострадать при транспортировке.

К выставке готовились целых шесть лет. И не только в Вене — мадридский Музей Прадо отреставрировал шедевр Брейгеля из своей коллекции, «Триумф смерти» (1562–1563). Реставрация длилась два года, потребовалась полная расчистка, поскольку оригинальный красочный слой был тоньше последующих записей; в восстановлении записанных деталей помогли копии с картины, сделанные сыновьями художника, и современная инфракрасная съемка.
Работы Брейгеля показаны в ретроспективе – от ранних графических работ к пейзажам, среди которых «Битва Масленицы и Поста», «Детские игры», а также знаменитые «Времена года» (а в голландской традиции сезонов было на четыре, а шесть: зима, ранняя весна, весна, раннее лето, сезон урожая, осень. Из шести работ серии в Вене представлены четыре, в том числе знаменитые «Охотники на снегу». Далее – религиозные работы, в том числе графические циклы «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей», а также «Поклонение волхвов», «Триумф смерти», «Путь на Голгофу», «Обращение Савла» и «Безумная Грета». Представлены на выставке и две «Вавилонские башни», «малая» и «большая». Брейгеля Старшего часто называли «мужицким» — за то, что он любил писать крестьян и их быт; в последнем зале посетители могут увидеть знаменитые работы «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».
Отдельный зал посвящён реконструкции процесса создания знаменитых «Двух обезьян».
Залы выставки переполнены, билеты нужно покупать минимум за две недели, причем,  вход строго по минутам. Выходя из залов с Брейгелем, испытываешь странное ощущение – в остальных залах музея «грустят» никому не нужные работы Рубенса, Караваджо, Рафаэля.
Но Брейгель стоит того. Друг живописца, голландский географ и картограф Абрахам Ортелий сказал как-то: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено». И это правда.
Выставка, начавшая свою работу 2 октября 2018 года, продлится до 13 января 2019 года.
P.S. В первую очередь спасибо за наше счастливое детство Брейгеля нашему императору, поклоннику таланта Брейгеля, Рудольфу II. Если бы не его странности, среди которых – страсть к коллекционированию живописи, — ничего этого могло бы и не быть.

Материал подготовил историк искусства, коллекционер, писатель, путешественник, друг и представитель «Музеемании» в Европе Евгений Деменок.