Венский музей Зигмунда Фрейда очень отличается от больших и хорошо нам знакомых художественных музеев австрийской столицы. Он совершенно камерный, да, собственно, что вообще можно показать в музее психоаналитика? Тем не менее, музей очаровывает и оставляет сильное послевкусие – если это слово применимо к музеям вообще.
В доме номер 19 по улице Берггассе Зигмунд Фрейд прожил с семьёй 47 лет, с 1891 по 1938 год. Отсюда 4 июня 1938 года они бежали от национал-социалистов в Англию, заплатив за возможность уехать большие деньги. Увезя с собой всё движимое имущество. Даже знаменитая кушетка находится теперь в Музее Фрейда в Лондоне. Так что создателям венского музея, открывшегося в 1971 году с помощью Анны Фрейд, самой младшей дочери Зигмунда Фрейда, пришлось немало потрудиться. Сразу скажу – у них получилось. 
Музей располагается сегодня в двух помещениях – квартире Фрейда и его рабочем кабинете. Собственно, это всё одна большая квартира с двумя входами. Дверь налево на первом этаже — вход в квартиру, направо — в приёмную. С тех пор, как доктор перестал принимать пациентов, правая дверь закрыта, так что вход в музей — через жилую часть квартиры. Всем посетителям предлагают две опции – загрузить на телефон аудиогид или взять брошюру, отпечатанную на нескольких языках. И потом идти по комнатам, изучая экспонат за экспонатом. Это – копии писем и фотографий (оригиналы большей частью хранятся в Библиотеке Конгресса США), оригинальные вещи — шляпа, трость, чемодан, диван из бывшей приёмной, зеркало Фрейда, его визитки, сигары. Газетные вырезки. Копии гравюр и дипломов. Небольшой портрет Фрейда работы Дали. Объекты из обширного собрания античных предметов (египетских, греческих, римских) – их Фрейд собирал много лет. Очень интересны исторические кинозаписи из частного архива Фрейда и его семьи, составленные Анной Фрейд и снабжённые её комментариями. А ещё — самая большая в Европе библиотека, посвящённая проблемам психоанализа и насчитывающая 35 000 томов. Внимательно изучая всё это, вглядываясь в портреты Фрейда, его родных, друзей, читая газетные статьи и объявления, незаметно погружаешься в ту эпоху, которая так блестяще начиналась и так трагически закончилась. И, покидая музей, испытываешь желание вернуться в него вновь.

Материал подготовил историк искусства, коллекционер, писатель, путешественник, друг и представитель «Музеемании» в Европе Евгений Деменок.