Картина Степана Колесникова «Странствующие» на аукционе «Shapiro Auctions»

Степан Фёдорович Колесников (1879, Адрианополь — 1955, Белград, Сербия) — русский живописец конца XIX — первой половины XX вв. Один из участников общества «Община художников».
Родился в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии в семье крестьянина Фёдора Колесникова. Мальчик рано проявил художественный талант, первые свои уроки он получил у заезжих изографов. Когда Степану было 16 лет, в 1896 году, его рисунки были отобраны на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде. Благодаря им будущий художник получил награду от земской управы в виде стипендии для получения соответствующего образования.
Уже на следующий, 1897 год, Колесников поступил в Одесское художественное училище, в то время являвшееся одним из лучших средних учебных заведений в России. В училище Колесников тесно общался с другими будущими известными художниками: И. И. Бродским, М. Б. Грековым (Мартыщенко), Д. Д. Бурлюк. Примерно в то же время происходят изменения и в личной жизни художника: в 1899 году Степан Фёдорович женился на дочери греческого помещика Ирине Федоровне Попандопуло, «отбив» её у своего друга М.Грекова. В январе 1901 года у них родилась дочь Люба.
В 1903—1909 Колесников учился в Императорской Академии художеств. Он был принят туда без вступительных экзаменов, что стало возможным благодаря окончанию Одесского училища по первому разряду. И, несмотря на предложение места преподавателя, он вместе с Бродским и Грековым отправился в Петербург и стал учеником пейзажной мастерской профессора А. А. Киселева и И. Е. Репина. Однако в скором времени произошли знаменитые революционные события, и Колесников вместе с товарищами Бродским и Грековым из-за начавшихся волнений вынужден был уехать в малороссийское поместье Бурлюка.
По окончании первой русской революции Колесников вернулся в академию и продолжил занятия. Примерно в то же время его работы появляются на Весенней выставке в залах академии. Его картина «Весна» (1905, Днепропетровский художественный музей) получила вторую премию и была приобретена музеем Императорской Академии художеств. С этих пор Колесников стал постоянным участником весенних выставок, почти каждый раз получая «куинджиевские» премии, которыми отмечались его лучшие творения. Его дипломная работа «Весна» подытоживала многочисленные учебные пейзажи, которые молодой академист привозил из своих частых поездок на юг России, в Бессарабию, на Балканы, в Карпаты. В пенсионерской поездке Колесников побывал во Франции и Италии. В 1912 г. он организовал свою экспедицию в Азию, Туркестан и Монголию для художественных, этнографических и археологических целей. После двух лет работы вернулся в Петербург, привезя богатейший материал, а в 1913 году совершил длительное путешествие в Туркестан и Китай.
Революционные события 1917 году повлияли на дальнейшую судьбу художника. В 1919 году семья Колесниковых по Военно-Грузинской дороге через Турцию перебралась сначала в Грецию, а затем в Сербию. С 1920 года Степан Колесников постоянно живёт в Сербии, в Белграде, купив небольшой дом недалеко от центра города (улица Князя Павла, д. 81). О его жизни и деятельности за границей имеются лишь очень скудные сведения. Известно, что он стал профессором Белградской академии искусств. В 1920-е годы им было организовано несколько персональных выставок в странах Европы. Иногда выполнял работы на заказ — к примеру, им был расписан плафон зрительного зала Оперного театра в Белграде.
Особую ценность имеет переписка С. Ф. Колесникова с И. Е. Репиным, которая относится к периоду с 1925 — 1929 гг. В архиве Академии художеств в Петербурге в фонде Репина сохранились три письма Колесникова к Репину, а в Москве в Российском государственном архиве литературы и искусства три ответных письма Репина.

Степан Колесников. Странствующие.

В 1935 году после одной из серьезных ссор Степан Фёдорович навсегда уходит из семьи. Семья Колесниковых осталась в тяжелом материальном положении. Началась распродажа картин, но и это не принесло избавления. В 1938 году после тяжелой болезни умерла Ирина Федоровна. Во время войны был арестован сын Колесникова Фёдор, а вскоре после освобождения он покончил с собой. При отступлении немцев из Белграда дочь Колесникова Люба, опасаясь репрессий новой коммунистической власти, бежала с ними.
Позже Степан Колесников женился на Марии Григорьевне (фамилия не известна) — русской эмигрантке. Последние 12 лет жизни художник тяжело болел (болезнь Паркинсона). Не имея возможности работать, он был вынужден нанять двух молодых художников, которые по очень общим наброскам выполняли живописные работы, Колесников после добавлял некоторые детали и подписывал работы. Сильным ударом для художника было решение властей об уничтожении выполненного им плафона в Народном театре (в начале 1950-х годов он был закрашен масляной краской, ныне восстановлен в первоначальном виде).
Степан Фёдорович Колесников скончался в мае 1955 года. Похоронен на Новом кладбище в Белграде, неподалеку от Иверской часовни.
Любимой темой художника было состояние южнорусской и украинской природы во времена её бурного пробуждения — таяния снегов, половодий, веселых весенних дней. С удовольствием он писал и бытовые композиции, населенные людьми и домашними животными. При этом на его полотнах редко где можно увидеть четко выписанные лица персонажей, любимые же цвета — голубой или ярко-оранжевый. Во время Первой мировой войны обратился к военной тематике, создав ряд вызвавших положительные отклики полотен. Колесников также известен созданием многочисленных этюдов с натуры и подготовкой эскизов, очень богатых и разнообразных по содержанию.
Помимо прочего, Колесников являлся членом русского общества «Община художников» и европейского общества «Леонардо да Винчи».

Лот размещен на сайте аукционного дома «Shapiro Auctions»: https://tinyurl.com/y9hl5zwr

Оставьте комментарий