Экспозиция «Лики Нескучного» предоставляет уникальную возможность познакомиться с ранее не выставлявшимися, не известными до сего времени произведениями Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, ее отца – скульптора Евгения Александровича Лансере, братьев – художника Евгения Евгеньевича Лансере и архитектора Николая Евгеньевича Лансере, сестры Екатерины Евгеньевны Зеленковой (урожденной Лансере), брата матери – художника, архитектора Альберта Николаевича Бенуа.
Безусловным открытием для широкой публики стали графические работы племянника Зинаиды Евгеньевны – театрального художника Дмитрия Владимировича Зеленкова. Все работы, собранные в экспозиции, – из семейной коллекции Бенуа–Лансере–Зеленковых. Устроители выставки: правнуки сестры Зинаиды Серебряковой Екатерины Евгеньевны Лансере-Зеленковой – Юрий и Дмитрий Якубовичи, а также искусствовед Ирина Иванченко.
Главной «жемчужиной» выставки являются работы совсем юной Зинаиды Лансере, будущей выдающейся художницы Серебряного века.
Особое место в выставочном пространстве занимают скульптурная композиция Евгения Александровича Лансере, портрет Екатерины Николаевны Лансере (урожденной Бенуа), выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.
Впервые демонстрируются графические работы 13-летнего Дмитрия Зеленкова, выполненные им в 1922 г. в Петрограде. Воспоминания о Нескучном — «земном рае», в котором прошло его счастливое детство, – отразились в его юношеских работах (одна из них – из фондов Дома русского зарубежья). В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова (бывшего Императорского Мариинского). Судьба художника сложилась трагически: война, тяжелое ранение, плен, после обмена военнопленными– ГУЛаг. Дмитрий Зеленков окончил свой жизненный путь в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы.
В обширном собрании семьи Лансере-Зеленковых сохранились и два альбома с рисунками Е.Е. Лансере-Зеленковой. Екатерина Лансере была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Цветочные зарисовки молодой Екатерины Лансере – это своеобразный «графический гербарий» — рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства. Несомненно, интерес вызовут и произведения Евгения Евгеньевича Лансере, созданные во время его жизни на Кавказе. Одна из таких работ находится и в фондах Дома русского зарубежья.
Благодаря представленным на выставке акварелям, фотографиям, предметам быта рода Бенуа–Лансере–Зеленковых зритель погружается в ушедшее и сопереживает истории жизни этих людей – многочисленной семейной династии Бенуа–Лансере–Зеленковых–Лазаревых–Якубовичей с невероятными, порой фантастическими скрещениями их судеб.