Дом-музей «Пикассетт»: Раймон Исидор и сказка Шартского Собора

» Что-то высшее  говорило мне, что делать … Многие люди потом хотели сделать то же самое, но нет, не получалось у них, … мои руки сделали меня счастливым, и я хотел быть примером, поэтому скажу: «Руководствуйтесь духовной силой и у вас получится».

Жил-был такой человек Раймон Исидор (Raymond Isidore). Родился в 1900 году в Шартре. Здесь и произошла удивительное событие,с нашим героем:»Я был слеп, как ребенок, (метафорически) я был в соборе, когда я впервые увидел чудесный свет. Было темно, сначала я не замечал ничего, а потом из окон  полился сказочный свет, который осветил собор…». В 1929 году купил кусок земли недалеко от городского кладбища (будущего места его работы — в 1949 году Раймон устроился кладбищенским уборщиком) и начал строить на нем дом. Уже через год он переехал туда со своей женой Адриенн, которая была старше его на 11 лет, и ее тремя детьми.


Идея декорировать жилище цветными плиточками пришла к нему случайно в 1938 году. «Я шел по полю и увидел кусочки стекла и битой посуды. Я подобрал их совершено бесцельно, взял хорошие, выбросил плохие. Я сложил их в углу моего сада. Тогда мне пришло в голову сделать мозаику». И начинается труд длиной почти в 25 лет.


Сначала Раймон планировал декорировать мозаикой только стены. Но потом вошел во вкус, и 4 миллиона кусочков стекла и битой посуды украсили все помещения дома, полы и потолки, предметы мебели и сад. Люди считали его психом, жена не сразу смирилась со странным увлечением мужа, а Раймон все украшал и украшал мозаикой все возможные поверхности, черпая вдохновение из своих снов. Мозаики изображают мировые архитектурные шедевры (в том числе и, конечно же, Шартрский собор, и отдельно — его знаменитые витражи), мужчин и женщин, цветы и животных. В доме, впрочем, не только мозаика, но и картины, скульптуры, высеченные из цемента горельефы, которые культурологи относят к наивному искусству.


Дом получил насмешливое название Пикассетт – то ли от pique assiette (нахлебник, вор; не ручаюсь за точный перевод, но имеется в виду, что Раймон везде, где мог, искал материалы для украшения дома), то ли от Picasso assiette (Пикассо тарелок).


В 1949 году необычное жилище семьи Исидор привлекает посетителей в свой домашний музей, В гостях у Раймона побывал и сам Великий Пикассо.


© Автор текста и фотографий: Татьяна  Резяпова


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе: «Донаты»