«Большая распространенность близорукости у  евреев также зависит от сильного развития между ними грамотности… Большая наклонность евреев к  близорукости проявилась особенно в  низших классах, между тем как в  высших (за исключением 9-го класса) перевес был на стороне христиан. Исследователь приписывает эту особенность более быстрому развитию евреев сравнительно с христианами». (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Историк-медиевист Михаил Майзульс в своей лекции «Евреи и очки» раскрывает тайны средневековых изображений, приближая читателя к ответу на вопрос: почему нам сегодня может быть интересно Средневековье? Понять настоящее без знания прошлого невозможно, поэтому ключ к сегодняшней популярности Средневековья — в понимании того, как и о чем средневековый образ говорит со зрителем.
Евреи испокон веков считались очкариками. И это – плата за владение словом и  письменностью. Вспомним, какие толстенные стекла держались на переносице у Зеэва Жаботинского или того же Давида Самойлова.
На множестве позднесредневековых изображений иудеи предстают в очках. Само собой, в I в. н.э. этого ценного приспособления еще не существовало. Воображение католических мастеров переносит его в евангельские сюжеты, чтобы заклеймить духовную слепоту богоубийц. В своей лекции Михаил Майзульс рассказывает о том, как изобретения превращаются в (юдофобские) метафоры, и чем в христианской иконографии очки на носу иудеев отличались от очков апостолов и евангелистов.
Аудиозапись лекции здесь: