1 ноября 2019 года в выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Дом И. С. Остроухова) откроется выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания», посвященная самому эмоциональному направлению в русской литературе и культуре.
Мы живем в эпоху радикального обнажения чувств, когда любое наше переживание моментально может стать достоянием общественности. В сети существуют десятки пабликов, где люди делятся историями о несчастной любви или борьбе с депрессией; аккаунты в инстаграме, рассказывающие о впечатлениях от поездок и путешествий, собирают тысячи подписчиков. Для современного человека естественно выражать свои чувства словами, но задумываемся ли мы, когда именно появились те «инструменты», с помощью которых мы можем сегодня говорить о своих переживаниях?

Выставка «Русский сентиментализм: знаки препинания» позволит посетителям перенестись в XVIII век – в эпоху, когда начинаются поиски нового языка для передачи всей палитры переживаний и чувств. Этот период вошел в историю под названием «сентиментализм». Главными инструментами в декларировании новых «чувственных матриц» становятся искусство и литература. В живописи происходит поворот к личности и личностному, изменения охватывают язык и литературу.

Меняется роль знаков препинания — они начинают использоваться для выражения эмоционального состояния героев. Конечно, знаки препинания существовали и раньше, но они имели практический, функциональный характер. Старых знаков оказывается недостаточно, появляются новые, к примеру, тире и многоточие. При этом каждый автор пока еще сам решает, как и в каком значении эти знаки использовать.
Именно о знаках препинания и способах выражения чувств пойдет речь на выставке «Русский сентиментализм: знаки препинания». Посетители совершат собственное «сентиментальное путешествие» из условной «комнаты бедной Лизы» к комнате современного подростка; узнают, какие вводятся новые слова для выражения эмоций, каким образом обозначаются чувства с помощью знаков препинания и какие появляются новые жанры; задумаются, каким образом сентиментализм существует сегодня.

Четыре зала выставки посвящены четырем знакам препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, тире и многоточие; и четырем чувствам: восторг, удивление, недосказанность и меланхолия. Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Первый зал, «комната Лизы», посвященный восклицательному знаку, — зал восхищения. Всё в нем наполнено предметами восторга юных дев: изящная мебель, изысканные дамские вещицы, книги, гербарии. Второй зал — зал вопросительного знака — удивит новыми словами, появившимися в русском языке с приходом сентиментализма, уникальными книжными изданиями XVIII века, картами, дорожными принадлежностями. Третий зал посвящен тире и недосказанности, а оформление четвертого, зала многоточия и меланхолии, отсылает к пруду Симонова монастыря из повести Карамзина, который стал местом паломничества молодых юношей и девушек XVIII века. Романтические пейзажи той эпохи — акварели и гравюры XVIII – XIX веков — заставят и задуматься, и погрустить. Прощаясь с выставкой, каждый желающий сможет оставить свое романтическое послание Лизе.
На выставке представлены редкие книги, живописные и графические работы, предметы мебели и интерьера XVIII – XIX вв., а также девичий альбом, шкатулки, миниатюры, рисунки гербариев XVIII в., веера и другие материалы из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, Московского музея-усадьбы Останкино, Государственного музея-усадьбы «Остафьево» – «Русский Парнас», Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея Л. Н. Толстого, Музея-заповедника «Усадьба „Мураново” им. Ф. И. Тютчева», галереи «Три века» и частных коллекций.

Куратор: Марина Краснова, зав. научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках».

Научный консультант: Геннадий Вдовин, директор Московского музея-усадьбы Останкино.
Художник: Филипп Виноградов, лауреат премии «Золотая Маска» (2012)Графический дизайнер: Оксана Дворянкина.

В рамках выставки подготовлена специальная программа, включающая лекции, экскурсии и тематические мероприятия для детей и взрослых.
Выставка продолжится до 24 января 2020 года.