Виктор Голявкин, 1960-е. Из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля

В  «Доме И. С. Остроухова в Трубниках» представлена  выставка, посвященная творчеству Виктора Голявкина и приуроченная к 90-летию со дня рождения писателя и художника. Выставка «Три стихии Виктора Голявкина» — первая попытка создать объемную картину его жизни и творчества, погрузить в стихию его текста и рисунка.
Экспозиция располагается в двух залах каменной пристройки дома. В первом зале представлены живопись, книжная графика (более 100 листов), автографы, книги, фотографии, документы; воссоздан «кабинет писателя». В «детском зале» можно будет увидеть фрагменты из фильмов, созданных по мотивам повестей и рассказов Виктора Голявкина: «Мой добрый папа» (1970), «Боба и слон» (1972), «Лялька-Руслан и его друг Санька» (1980), «А ну-ка, мальчики!» (журнал «Ералаш», серия № 3). Большая часть экспозиции построена на материалах, несколько лет назад переданных в фонды музея вдовой писателя Л. Л. Бубновой. Кроме того, представлены несколько живописных работ из семейного собрания Виктора Голявкина.

В.В. Голявкин на этюдах на набережной Невы, 1950 гг.

«Творчество — сложная стихия и там есть выбор всегда», — эти слова Виктора Голявкина стали его жизненным кредо. Он писал картины, сочинял рассказы и повести, рисовал к ним иллюстрации.
А. Найман говорил о Голявкине как о «важнейшем русском писателе второй половины XX века, авторе потрясающих коротких рассказов, чьи тексты нужно как можно скорее открыть — заново или впервые». Первые рассказы для взрослых были написаны Голявкиным в годы учебы в Академии живописи. Он сумел соединить две традиции: зощенковскую разговорную стихию и обериутскую эксцентрику. Андрей Битов называл Голявкина своим учителем. Высоко ценил творчество Виктора Голявкина Юрий Олеша, писатели были знакомы лично.

 

Тетрадь с дневниковыми записями и набросками рассказов Виктора Голявкина. Из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля

У Виктора Голявкина типичная судьба писателя-шестидесятника. Он не был диссидентом, но был честен перед собой как художник. Его проза для взрослых не могла пробиться к массовому читателю через бюрократические и идеологические препоны эпохи, публикаций в советское время было очень мало. Самые известные из них — несколько рассказов в третьем номере «Самиздата» у А. Гинзбурга (1960) и получивший скандальную известность рассказ «Юбилейная речь» в журнале «Аврора» (1981). Большая часть наследия была опубликована лишь незадолго до смерти писателя.

Рисунок Виктора Голявкина, 1950-е. Из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля

После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) Голявкин поступил в этот институт и в 1960 году окончил его с дипломом театрального художника. В 1973 году он был принят в Союз художников СССР по секции графики. Стал одним из лидеров формировавшегося в Ленинграде художественного авангарда. В живописи Голявкин — русский «сезанист», но его излюбленные теплые и звучные тона напоминают не столько французские первоисточники, сколько южную живописную школу, например, творчество раннего М. Сарьяна.
Сегодня Виктор Голявкин известен, в первую очередь, как детский писатель. Начиная с первой книжки для детей «Тетрадки под дождем» (1959), он сам оформил большую часть своих книг для детей.

Куратор: Наталья Реброва

 Выставка продлится с 28 ноября по 2 февраля 2020 года.