9 декабря в ИМЛИ РАН состоялась научная конференция «Борис Пильняк: Биография и литературное наследие», посвященная 125-летию писателя.

Традиция этих собраний началась четверть века назад, когда в ИМЛИ состоялся первый научный форум, по итогам которого вышла книга «Борис Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения: (по материалам науч. конф., посв. 100-летию со дня рождения)».
Открыла конференцию внучка Бориса Пильняка Кира Андроникашвили-Пильняк. В своем докладе она рассказала о судьбе архива писателя, запрятанного им самим в ожидании ареста на даче в Переделкино, и представила собравшимся наиболее ранние, еще не опубликованные документы: стихи, миниатюры, стихотворения в прозе, дневники и записные книжки 1909-1915 годов.

            О некоторых новых материалах о Пильняке рассказала Дагмар Кассек (г. Гейдельберг, Германия). Особое внимание она уделила анализу лотов аукционных домов, отметив, что антикварный рынок предлагает документы сомнительного характера: заявленные автографы, письма и даже фотографии Пильняка зачастую никакого отношения к нему не имеют. Такова, в частности, недавно опубликованная «Свадебная фотография Пильняка» работы Наппельбаума. Выявить подделку помогли фотографии писателя и его последней жены, выполненные в те же годы.
Архивные документы о строительстве дачи Бориса Пильняка в Переделкино были продемонстрированы в ходе доклада Максима Скороходова (г. Москва, ИМЛИ РАН). Он посвятил выступление усадебному топосу и детально остановился на анализе мотива разрушения дворянских усадеб в романе «Голый год».
Ряд докладов был посвящен анализу отдельных произведений. Мария Осипенко (г. Москва, ИМЛИ РАН) рассказала об истории сотрудничества Пильняка и Платонова в работе над пьесой «Дураки на периферии». Анализ рукописных правок позволил ей проследить степень участия каждого автора в работе над текстом. В докладе Александра Коваленко и Полины Пороль (г. Москва, РУДН) осмыслялась рецептивная эстетика художественного пространства в «Китайской повести». Монтажный стиль повествования стал предметом рассмотрения в сообщении Маргариты Черкашиной «Япония с аэроплана» (г. Москва). Поэтике повести «Красное дерево» был посвящен доклад Цинцин Гун (г. Цанжоу, Китай).
На конференции рассматривались творческие и личные контакты Пильняка с современниками. Опираясь на анализ писем и дневников Михаила Пришвина, Алексей Святославский (г. Москва, МПГУ) рассказал о сложной эволюции отношения Пришвина к Пильняку: от резкого неприятия эстетической концепции произведений 1920-х годов к признанию за Пильняком сильных патриотических позиций в 1950-е годы.


Творческому взаимодействию Пильняка и Юрия Анненкова был посвящен доклад Ларисы Анпиловой (г. Старый Оскол). Рассматривалась история создания портретов писателя, сотрудничество в издательстве «Круг», была выдвинута гипотеза о возможном влиянии книги Анненкова на творческую историю «Повести непогашенной луны».

Литературной школе Бориса Пильняка, продолжению и развитию стилевых традиций «графической прозы» писателя посвятил выступление Юрий Орлицкий (г. Москва, РГГУ). Он рассказал о судьбе и произведениях самарского литератора Георгия Венуса.

В ходе конференции были представлены две новые книги о Пильняке: «Можайск в произведениях Б. Пильняка» Веры Скрябинской и «Русская версия экспрессионизма: Проза Бориса Пильняка 1920-х годов» Ларисы Анпиловой. Был показан документальный фильм о писателе, в который вошли редкие кадры кинохроники, сохранившие образ Бориса Пильняка.
Конференция прошла в теплой дружеской атмосфере.

Текст подготовила: Лариса Анпилова