Как сгорел дом Трубецких в Ахтырке: в архиве найден уникальный документ

В четырёх километрах от Хотькова на берегу Вори стоит село Ахтырка — в старину Дудкино. В XIX веке, когда Ахтыркой владели князья Трубецкие, в имении был выстроен большой усадебный комплекс, где в гостях бывали многие знаменитые русские музыканты и художники. Достаточно сказать, что эскизы к знаменитой «Алёнушке»
Виктора Васнецова были написаны именно здесь.

Село Ахтырка можно считать древним: оно известно с XV века и изначально принадлежало Троицкому монастырю — крупнейшему землевладельцу на многие вёрсты окрест. В то время сельцо называлось Дудкино. В 1694 году его приобрёл Иван Андреевич Панин, затем оно перешло к его родственнику Василию Никитичу Татищеву (знаменитому историку). В 1734 году владельцем Дудкина стал Иван Юрьевич Трубецкой.
В начале XIX века князь Иван Николаевич Трубецкой приказал выстроить в имении усадебный комплекс в стиле ампир — деревянный дворец, флигели и каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, явленной в городе Ахтырка (сейчас — Сумская область Украины).
Краевед Дмитрий Сергеевич Ганешин записал со слов жителей села легенду о строительстве церкви: «Один из князей Трубецких, раненый, возвращался в Дудкино. Вдруг лошади понесли, экипаж свалился в овраг и разбился. У князя в багаже была Ахтырская икона Божией Матери (список с чудотворной иконы), данная ему родителями. Князь оказался невредим, а икона обнаружилась рядом с ним. В память чудесного спасения и была построена церковь во имя явления Ахтырской иконы. А село стали называть по церкви Ахтыркой».
Сохранившийся и сегодня каменный храм был освящён в 1825 году знаменитым архиепископом Филаретом (Дроздовым), в будущем — митрополитом Московским. Тогда же на реке Воре была воздвигнута плотина и построена пристань, а в усадьбе разбит парк с беседкой «Эрмитаж» с эоловой арфой (музыкальным устройством, звучащим благодаря ветру, колеблющему струны).
Во второй половине XIX века, когда имением владел Николай Петрович Трубецкой, Ахтырка стала местом встреч московской дворянской интеллигенции. Поскольку Н. П. Трубецкой был соучредителем Московской консерватории, у него часто бывали в гостях известные музыканты, включая директора консерватории Николая Рубинштейна, а в 1867 году имение удостоил своим посещением сам Пётр Ильич Чайковский.
В 1879 году, чтобы поправить своё финансовое положение, Трубецкие были вынуждены продать имение. Ахтырку купил московский мировой судья Иван Михайлович Матвеев, большой поклонник живописи. При нём имение не обходили вниманием известные художники: здесь в разные годы гостили Василий Поленов, Михаил Нестеров и Илья Репин, писал свои полотна Василий Кандинский, а Виктор Васнецов создал знаменитую «Алёнушку».
Последним владельцем Ахтыр­ки стал Сергей Иванович Матвеев. После революции 1917 года имение было национализировано. В усадебном здании устроили Детский дом (по другим сведениям — «Санаторию»), а С. И. Матвеева переселили во флигель.
Вскоре главный усадебный дом сгорел при неизвестных обстоятельствах. По местной легенде, в 1917 году здание поджёг бывший помещик князь Е. Н. Трубецкой перед отъездом за границу.
Известный исследователь истории Ахтырки краевед Дмитрий Сергеевич Ганешин утверждал, что усадебный дом сгорел в 1922 году. Встречается версия о пожаре в 1924 году.
Однако все эти версии оказались ошибочными. В одном из московских архивов мы обнаружили документ, в котором указана точная дата пожара в Ахтыр­ке — 3 мая 1921 года. Сведения об этом содержатся в рапорте вр. и. о. начальника Сергиевской уездной милиции (фамилия в документе не указана).

«НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ
 МОСКОВСКОЙ  ГУБЕРНСКОЙ  МИЛИЦИИ
РАПОРТ
…3­-го мая в 22 час. 30 мин. в имении бывш. Матвеева, при селе Ахтырки, Хотьковской волости, I района, отремонтированном ныне для Санатории, произошёл пожар, во время которого сгорел большой парадный дом, стоявший уже более ста лет и представлявший из себя историческую ценность как по внешнему виду, так и по внутреннему устройству. По полученным сведениям от гражд. села Ахтырки Александра Малышева, а также по объяснению бывш. владельца имения Матвеева, пожар первоначально возник внутри дома с левой стороны. Ввиду того, что ключи от дома находились у Матвеева, был допрошен он, почему именно пожар возник внутри, на что он ответил, что ранее бывали случаи, когда местная деревенская молодёжь в праздничные дни, иногда разбив окно, забиралась в этот дом и производила там игру в карты. Из сообщения же сторожа имения усматривается, что он перед пожаром удалил некоторых лиц из крестьянской молодёжи, собравшихся на балконе у правого крыла дома, после чего они отправились вниз к реке, т. е. к левому крылу дома, с которого и начался пожар. Далее в этой отрасли добыть каких­-либо сведений не удалось, но всё-­таки по предъявленным фактам можно смело утверждать, что причиною пожара был поджог.
В тушении пожара деятельное участие принимали Хотьковская и Жучковская пожарные дружины, что же касается ближайшей Митинской дружины, то последняя не могла прибыть на место вследствие случившейся на дороге катастрофы — сломалось колесо. Отношение местного населения к работе в тушении пожара очень [прохладное], в особенности проявления молодёжи, которая совершенно не принимала участия, почему некоторых лиц, спрятавшихся в кустах, приходилось принудительно привлекать к работе на пожарных машинах. Благодаря стараниям самого бывш. владельца имения Матвеева, а также сотрудников Хотьковской дружины, мебель из дома вся почти была вынесена, при этом замечено, что некоторые из крестьян злоупотребляли случаем и растаскивали мебель по своим домам, к отборке которой приняты меры. Локализация пожара, т. е. прекращение стихийного огня, было окончено около 4­-х часов 4­-го мая. Стоимость сгоревшего дома не представляется возможным установить по незнанию оценки. Дознание о сём случае производится и по окончании будет направлено Народному Следователю».
Источник:
Рапорты о происшествиях по Сергиевскому уезду,
05.01.1921 г. – 29.12.1921 г.

Центральный государственный архив Московской области,
ф. 3934, оп. 1, д. 18.

По материалам, опубликованным в муниципальной сергеево-посадской общественно-политической газете «Вперёд», № 77 от 11 октября 2019 года.

 

Оставьте комментарий