Чем запомнится нам 2019 год? Конечно же, тем, что в этом году своё столетие отмечает всемирно известная школа архитектуры и дизайна «Баухаус».


В Германии юбилей отмечают широко – в апреле был открыт музей Баухаус в Веймаре, где и возникла знаменитая Высшая школа строительства и художественного конструирования. Здание веймарского музея спроектировала Хайке Ханада, профессор Веймарского университета «Баухаус». А 8 сентября был открыт и новый музей в Дессау, куда Баухаус переехал в 1925 году, после того, как школу выгнали из Веймара за революционную новизну и политическую «левизну» ряда преподавателей и студентов. Целый ряд немецких городов предложил им тогда перебраться к себе. Но Дессау предложил самые выгодные условия. 25 мая 1925 года бургомистр Фриц Гессе подписал с основателем и директором Баухауса Вальтером Гропиусом договор, предусматривавший не только финансирование со стороны города, но и строительство новых зданий.

И Дессау не прогадал. Сейчас там – настоящее паломничество. Поклонники идей Баухауса приезжают туда со всего мира. За час, который мы провели в только что открывшемся музее, туда приехали четыре группы – и это утром в будний день.

Здание «Bauhaus Museum Dessau» спроектировало архитектурное бюро Addenda Architects из Барселоны. Молодые испанцы выиграли открытый конкурс ещё в 2015 году, обойдя более 800 конкурентов. Создавая проект, они опирались на принципы Баухауса, источником вдохновения для них послужил павильон Германии, построенный Людвигом Мисом ван дер Роэ, третьим директором Баухауса, для Всемирной выставки в Барселоне в 1929 году. Событие было настолько важным, что открывать музей приехала сама Ангела Меркель.
В новом музее – целых 49 тысяч экземпляров. Она стала второй по величине в мире после берлинского Архива Баухаус.
Иногда случается так, что в одно время в одном месте собирается группа гениев. И тогда то, что они делают, становится эпохальным. Баухаус стал, вне всякого сомнения, главной школой архитектуры и дизайна ХХ века. Конечная цель, к которой стремился Вальтер Гропиус – помочь студентам объять жизнь во всей её космической полноте, объединить все виды художественного творчества, все художественно-производственные дисциплины «как неразрывные части универсального творчества». «Конечной, пусть и далёкой, целью Баухауса является создание синтетического произведения искусства – огромного строения, в котором нет границ между монументальным и декоративным искусством», — писал он.
Задуманное удалось. И пусть Баухаус просуществовал всего четырнадцать лет, до момента разгона его нацистами в 1933 году, и пусть там сменились за это время три директора, и пусть все они придерживались разных взглядов и на искусство, и политических – из школы вышла целая плеяда гениев, которые реализовали свои навыки и свой талант в разных странах. Преподаватели и выпускники Баухауса построили «белый город» Тель-Авива и небоскрёбы в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и Торонто. Великолепные жилые дома – чего стоят «Вилла Тугендхат», построенная в Брно третьим директором школы Мисом ван дер Роэ, или его же «Стеклянный дом» дом в Штатах. Университеты в Нигерии и Чикаго. Музеи и галереи – тот же Мис ван дер Роэ построил здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, Марсель Брёйер с коллегами – Музей Уитни в Нью-Йорке. Среди работ Брёйера – и здание ЮНЕСКО в Париже.

Влияние Баухауса огромно – воздействие его идей на своё творчество признают Норман Фостер, Заха Хадид и десятки знаменитых архитекторов во всём мире.
В Дессау стоит приехать минимум на два дня. Чтобы успеть, не спеша посетить, новый музей. Чтобы побродить по историческому зданию Баухауса и полюбоваться светом, заливающим его залы. Увидеть построенные Гропиусом в районе Дессау-Тертен дома и старую биржу труда. Зайти в «Дома с выходом на балкон», построенные вторым директором Баухауса, Ханнесом Майером. Удивиться «Стальному дому», спроектированному Георгом Мухе и Ричардом Пауликом – красивому, но совершенно непригодному для жизни. Полюбоваться стоящим на берегу Эльбы ресторанным павильоном Корнхаус (Kornhaus), построенным Карлом Фигером. И, конечно же, зайти в дома, в которых жили профессра школы — Гропиус, Мохой-Надь, Фейнингер, Шлеммер, Мухе, Кандинский и Клее.

© Текст: Евгений Деменок, историк искусства, коллекционер, писатель, путешественник, представитель «Музеемании» в Европе.  Письменное разрешение на перепечатку  данного материала обязательно. Связаться с автором статьи.

Фоторепортаж здесь: