Лекция Лидии Головковой об иконописце и художнике Владимире Комаровском

В.А. Комаровский (1883-1937). Автопортрет. Начало ХХ века.
Владимир Комаровский родился 8 октября 1883 г. в Санкт-Петербурге в семье графа Алексея Егоровича Комаровского, шталмейстера императорского двора и хранителя Московской Оружейной палаты. Рано оставшись сиротой, Владимир находился под опекой деда по материнской линии Василия Григорьевича Безобразова. Окончив ялтинскую гимназию, Комаровский поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако университетский курс не окончил и после трех лет обучения перешел в Академию Художеств, которую посещал в качестве вольнослушателя. Активно занимался самообразованием. В 1910-1911 годах совместно с известнымхудожником Дмитрием Стеллецким работал над иконостасом храма равноапостольных Константина и Елены в имении Александра Медема на хуторе Александрия, неподалеку от города Хвалынска на Волге. Именно в эти годы у художника зарождается исследовательский интерес к средневековой русской иконе — отныне он связал свою жизнь с церковной живописью.
В 1912 году Владимир Алексеевич женился на Варваре Федоровне Самариной – дочери известного государственного и религиозного деятеля и племяннице славянофила Юрия Федоровича Самарина  Владимир Комаровский много работал, делал копии со старинных образцов, изучал технологию иконописи. Он слыл не толькохудожником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописи. Древнерусская тематика в творчестве иконописца реализована в виде алтаря храма во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Написанная Комаровским в 1919 году в разгар русского лихолетья Донская икона Божией Матери – один из лучших иконописных ликов Богородицы XX века.
Икона Донской Богоматери кисти Комаровского
Комаровский-художник в юности отдал должное и светской живописи, он дважды путешествовал вместе с Ю.А. Олсуфьевым по Италии, изучал творения старинных мастеров, искусство раннего средневековья. Весь 1909-й и начало 1910 года Владимир Алексеевич провел во Франции, занимаясь в парижской мастерской Жульена и Колоросси, а также под руководством гениального Валентина Серова.
Летом 1917 года Комаровские переехали в Подмосковье — в усадьбу Самариных Измалково. Далее был Сергиев Посад, аресты и трагическая развязка 1937 года…………
Как сложилась судьба замечательного иконописца и художника, об этом в лекции старшего научного сотрудника Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Лидии Головковой.
    Аудиозапись лекции:
Видео лекции: 

Оставьте комментарий