Валентина Бялик о благотворительных паскальных плакатах, созданных русскими художниками

Валентина Моисеевна Бялик подготовила большую статью «Плакат — хроника и зеркало эпохи». Предлагаем вашему небольшой фрагмент, посвященный пасхальным праздникам.

«Оценкой нравственного уровня общества всегда являлась благотворительность. Плакаты, призывающие собирать пожертвования  на благие дела, рисовали многие художники, среди которых были выдающиеся мастера. Такие плакаты можно разделить на две категории: создаваемые в мирное время и в период Первой мировой войны».

Плакат «Помогите несчастным детям»
Виноградов Сергей Арсеньевич (1869 – 1938) —  ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественно-промышленного училища, мастер импрессионистского пейзажа и интерьеров старых усадеб, был организатором «Выставки работ 36 художников» и одним из соучредителей Союза русских художников (1904). В  плакате художник  развивает стилистику модерна, давая четкие силуэты дамы с девочкой на светлом фоне.

 

 


Плакат «Н.х. Детям-беженцам в светлый понедельник»
Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 – 1933). Плакат о сборе денег на призрение бездомных детей и детей-сирот.  Младший брат Виктора Васнецова, Аполлинарий, много и целенаправленно занимался благотворительностью: вместе с друзьями-художниками – Поленовым, Серовым, Коровиным, Бенуа, Архиповым, он задумал и организовал лотерею из художественных произведений в пользу солдат в Манчжурии. Участвовал в благотворительной лотерее Мамонтовых в пользу Хотьковского приюта. В 1922 году он передал ряд картин Международному комитету помощи голодающим в России, за что его тепло поблагодарил председатель этого комитета полярный исследователь Ф. Нансен.


 

Плакат «Помогите несчастным детям. Купите 5-го апреля Красное яичко в пользу детских трудовых артелей и детских ночлежных домов»
Архипов Абрам Ефимович (1862 – 1930).  Художники «старой школы», такие как А. Васнецов и А. Архипов, не стремились  преодолеть в своих плакатах передвижнические тенденции, где привалировал реалистический рисунок, а не плакатная броскость и выразительность.
Но следует отметить, что эта продукция была расчитана на самые разные слои населения, вот почему и такие плакаты были вполне уместны.

 

 


Плакат «Вербный базар»
Пашков Георгий Павлович (1886 – 1925).
Стилистика искусства эпохи модерна предполагала свободное обращение к образам минувших эпох. Это мог быть романтизм, вот почему Пашков нарядил своих персонажей в костюмы пушкинской поры.

 

 

 

 



Плакат
«Н.Х. Вербный базар Московских городских попечительств о бедных во всех залах Российского Благородного Собрания 8,9,10 и 11 апреля 1910 года» — неизвестный художник 

 

 

 

 


 

Плакат «Помогите несчастным детям» — неизвестный художник 

 

 

 

 

 

 


Все эти весьма разные плакаты обыгрывали пасхальную историю о белом курином яйце, ставшим красным в руках Кесаря Тиберия I, когда тот уверовал в сообщение Марии Магдалины о воскрешении Иисуса Христа.

∗∗∗

Об авторе 

ВАЛЕНТИНА МОИСЕЕВНА БЯЛИК — художник, искусствовед, музейный педагог.  С 1963 года работает в Государственной Третьяковской галерее. Автор более 150 публикаций — статей в научных сборниках и альманахах, каталогах и альбомах, специальных и популярных журналах, докладов и сообщений на международных и всероссийских конференциях и семинарах. Основная сфера научных интересов — русское искусство конца XIX – начала XX века, советское искусство и музейная педагогика. Занимается изучением творческого эпистолярного наследия российских художников. Член Ассоциации Искусствоведов (АИС).