«Мир искусства» — одно из самых известных художественных объединений, сформировавшихся в России в конце 90-х годов 19 века. Деятельность объединения достаточно широко известна, в том числе и благодаря выходившему под этим же названием журналу, издававшемуся членами группы. Но на лекции мы обратимся к истокам самой идеи «Мира искусства», к тому периоду жизни любого человека, когда мысли, чувства бурлят, неуемные амбиции не дают спать, хочется завоевать весь мир и достичь идеалов, когда происходит становление личности человека, во многом определяющем его дальнейшую судьбу.
Предлагаем вам  познакомиться  с циклом лекций профессора Татьяны Философовой, посвященным истории одного из именитых российских родов, оставивших заметный след в русской истории и культуре.

Лекция 1

Известная общественная деятельница Анна Философова не без основания писала, вспоминая те далекие времена: «Русское декаденство родилось у нас в Богдановском (имение Философовых), потому что главными заправилами были мой сын Дмитрий и мой племянник Сергей Дягилев, «Мир искусства» зачался у нас».

Обсуждение концепции журнального проекта «Мир искусства» проходили в имении Философовых Богдановское Псковской губернии. «В гостиной Богдановского был маленький ломберный столик, внутри ящика которого Пушкин нацарапал свои инициалы. Мама с волнением их обнаружила. Добавим от себя, что Пушкин не раз посещал своего соседа, отставного чиновника 14-го класса и предводителя Новоржевского уездного дворянства Дмитрия Николаевича Философова, хотя этим бывала недовольна хозяйка, старосветская помещица, видевшая в госте опасного «картежника» и страшившаяся его дурного влияния на мужа». (Ариадна Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина») Зерцалов В.Т. Богдановское. Мальчик с игрушками. 1824-1825 гг. А.А. Алексеев. Богдановское. Интерьеры усадьбы. 1820 г.

Философовы не только дали кров приехавшему в Петербург после окончания гимназии юному Сергею Дягилеву, но и ввели его в общество, принимали активное участие в реализации всех проектов, гостеприимно принимали у себя друзей своего сына и племянника. Именно о супругах Философовых, их доме, круге общения, обо всем том, что не могло не повлиять на формирование молодых людей интересно рассказывает  лектор.

Лекция 2

«Однажды Анна Павловна Философова должна была ехать на бал, на ней было черное бархатное платье и букет анютиных глазок (как у Анны Карениной) и диадема в волосах, как полагалось. Вдруг перёд самым отъездом на бал прискакал гонец и сообщил, что в дешевых ночлежных квартирах, созданных Анной Павловной, обварили ребенка, мать голосит, а доктора нет. Не раздумывая ни секунды, Анна Павловна, как была в бальном платье, вскочила на извозчика с гонцом и понеслась за доктором, вместе с ним поехала к ребенку, чтобы попытаться его спасти. Когда мой дядя, Владимир Владимирович, рассказал Достоевскому эту историю, то Достоевский воскликнул: «В этом жесте вся Анна Павловна! Помочь ребенку важнее, чем новое платье, чем опоздать к выходу царя, чем войти во дворец не под руку с мужем, как полагалось, а одной. Главное всегда сначала настоящее, главное!» (из воспоминаний Зинаиды Трубецкой об Анне Философовой)

Очередная  лекция профессора Татьяны Георгиевны Философовой посвящена известной  общественной деятельнице Анне Павловне Философовой (1837 — 1912), вошедшей в историю, как деятельный участник женского движения, организатор знаменитых «Бестужевских курсов», основатель Теософского движения в России.

***

Связаться с редактором

***

Архив:

В музее Серебряного века открылась выставка  «По страницам журнала «Мир искусства»»