Дом Пречистой иконы.
Именно так на протяжении почти шести веков называли Тихвин – когда-то небольшой когда-то уездный городок, теперь – один из районных центров Ленинградской области.

Здесь, на берегу реки Тихвинки, на протяжении многих веков происходили важные для истории России события. Именно здесь, по преданию, впервые глазам верующих явилась икона, ставшая в последствие одной из главных русских святынь – Тихвинская икона Божьей Матери. И здесь, в начале XVII века, во время Польско-шведской войны 1600-1611 годов, посадские люди дали отпор многочисленной армии шведов. И не только отбили атаки иноземных войск, но и начали освобождение всех новгородских земель от шведских захватчиков. А уже в 40-е годы XX века в Тихвине шли кровопролитные бои за освобождение от гитлеровской армии подступов к Ленинграду, и победа под Тихвиным спасла осажденный Ленинград от полной блокады.

ШЕСТЬ ВЕКОВ ИСТОРИИ

Впервые Тихвин упоминается в летописях в 1383 году в связи с явлением иконы Богородицы. Очень скоро эта икона стала одной из самых почитаемых в России, поклониться ей шли паломники из самых отдаленных уголков страны, в ее честь был освящен Храм Христа спасителя в Москве. В XVI веке по распоряжению великого князя Василия III итальянский архитектор Фрязин и новгородский строитель Дмитрий Сырков возвели для Тихвинской иконы каменный собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, и этот храм сохранился до наших дней. Позже сын Василия III, царь Иван IV Грозный, приказал построить на левом берегу реки Тихвинки Успенский мужской монастырь, и с тех пор вся жизнь этих мест связана с иконой богородицы и монастырями, которыми Тихвин окружен со всех сторон – Успенский, Введенский, Антониево-Дымский, Богородицкий.

Первый российский император Петр I не раз приезжал в эти места, и не только для молитв, но и для важного дела: появившийся на берегу Невы Петербург остро нуждался в транспортных связях с центральными районами страны. В первую очередь – с Волгой, от которой шла прямая дорога на юг России и дальше, к Ирану, Турции, Индии. Этого требовали экономические и военные нужды страны. К сожалению, Петр не смог до конца осуществить свой проект, но потребность в этой транспортной артерии была так велика, что все последующие правители России пытались реализовать мечту императора. Открыли Тихвинскую водную систему только в 1811 году при Александре I, с последующими изменениями и дополнениями она функционировала до середины XX века.
Благодаря системе Тихвин превратился в зажиточный купеческий город, край богател и процветал. Судоходство продолжалось до 1956 года, а потом было принято решение о его ликвидации: с постройкой новых железных дорог необходимость в пароходах становилась все меньше. Сейчас многие гидротехнические сооружения этой системы, в том числе, шлюзы, разрушены. Но Тихвинский шлюз и плотину восстановили в 80-е годы прошлого века как музейный экспонат, и теперь это место стало одним из самых популярных у туристов.

Тихвинская икона Божией Матери

После 1917 года жизнь Тихвина и тихвинцев резко изменилась: паломников не стало, монастыри и храмы были закрыты и разграблены, служители церкви, купцы, зажиточные крестьяне – все, кто не успели уехать из России, были расстреляны или сосланы. В годы Великой Отечественной войны здесь шли кровопролитные бои: Тихвин провел в оккупации всего один месяц, его быстро освободили, но город был сильно разрушен.
Главную святыню – икону Тихвинской богородицы – гитлеровские войска забрали с собой сначала в Псков, потом икона через Ригу и Любаву попала в американскую зону оккупации Германии, а в 1950 году – в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Его настоятелем был тогда архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), потом – его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс). По завещанию отца Иоанна, вернуться на Родину икона могла лишь тогда, когда будет восстановлен Успенский монастырь. В 1995 году монастырь передали церкви, а в 2004 – состоялось торжественное возвращение святыни в Тихвин. Теперь икона снова обрела родной дом.

МУЗЕЙ, СОЗДАННЫЙ НАРОДОМ

История создания Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея – настоящая народная драма. Еще в начале XX века, в 1913 году по инициативе местного жителя Исаакия Петровича Мордвинова, выдающегося историка-краеведа, было открыто Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности (тогда Тихвин подчинялся Новгороду). Идея воодушевила тихвинцев: крестьяне, мещане, купцы, дворяне начали собирать предметы искусства и быта, исторические документы. Члены Общества ездили в археологические и этнографические экспедиции по уезду. Мордвинову активно помогал его друг и ученик Владислав Равдоникас (в последствии – известный археолог, член-корреспондент Академии наук СССР), ставший в 1919 году первым директором уже Государственного музея.

Залы гордского музея

В 1941 году, после освобождения Тихвина, оказалось, что музей полностью разорен: часть подготовленных к эвакуации экспонатов немцы увезли с собой (в том числе, и знаменитую икону), часть предметов разобрали по домам сами жители. Из-за границы вернулась только Тихвинская икона, из того, что разобрали жители – два предмета.
Но тихвинцы не сдались: в 1959 году учитель истории Иван Крупейченко и учитель биологии Ольга Земель организовали в школе №1 кружок археологии. Потом сам получил открытый лист и копал вместе с учениками вокруг Тихвина. Практически вся археология музея – 13 тысяч предметов – собрана ими. В 1968 году школьный музей стал государственным. Сейчас в его фондах почти 40 тысяч единиц хранения, это один из крупнейших музеев Ленинградской области. На территории Богородичного Успенского мужского монастыря он занимает три здания.

Залы городского музея

В музее богатая археологическая коллекция. Здесь можно увидеть предметы середины III тысячелетия до нашей эры, культуры ямочно-гребенчатой керамики, существовавшей в каменном веке в Скандинавии, на русском северо-западе. И более поздние – боевые топоры, наконечники стрел и мечи IX-XII вв., оружие начала XVII в., времен отражения шведской интервенции. Представлена и богатая коллекция вещей крестьянского и городского быта. Директор музея Вера Бондарева и главный хранитель Виктор Зюрин и теперь периодически ездят по району и собирают еще сохранившиеся предметы старины и брошенные архивы.
Есть в музее и своя коллекция икон. К сожалению, в 20-е годы XX века из Тихвина вывезли огромное количество церковных предметов в Москву, Петербург, Новгород, а в 50-е годы Русский музей перевез в свои фонды более 300 икон из монастыря.
— Если бы в Тихвин все это вернуть, наш музей был бы одним из самых богатых в стране, — вздыхает Вера Бондарева. – Хотя мы прекрасно понимаем, что иначе эти сокровища могли вообще погибнуть.
Тем не менее, коллекция музея хранит редкие предметы. По словам Виктора Зюрина, главного хранителя, всего в собрании около 50 икон местных мастеров. Тихвинская икона – особенна, она большая, на ней нередко встречаются надписи. Только на ней можно увидеть на голове и плечах богородицы три креста, а у младенца видна обнаженная пяточка. Была в Тихвине и такая традиция: в семье рождался ребенок – и изображение его святого дописывали на кайму иконы богородицы. А еще на иконах Тихвинских мастеров нередко можно увидеть изображения Святого Христофора с песьей головой – это, по мнению Виктора Зюрина, доказывает, что икону использовали в своих обрядах староверцы. Тихвин исторически был одним из центров старообрядчества.
Громко прозвучал Тихвин и в истории Первой мировой войны. Недавно Вера Бондарева и Виктор Зюрин выпустили монографию об участии в ней знаменитого 431-го Тихвинского пехотного полка. С тех пор в Тихвин приходят письма от потомков тех солдат и офицеров – ведь маленький город на реке Тихвинке связан со всем большим миром.

НА РОДИНЕ ТЭФФИ И САДКО

В Тихвине и его окрестностях проживало немало знаменитых россиян. Сюда, в гости к своему дяде, много лет приезжали сестры Надежда и Мария Лохвицкие. Вся Россия знает Надежду под псевдонимом Тэффи, а Марию – как поэта Миру Лохвицкую. Но, вероятно, самым знаменитым тихвинцем был выдающийся композитор Николай Римский-Корсаков, уроженец этих мест.
Дом семьи Римских-Корсаковых прямо напротив Успенского собора построил в 1801 году дед композитора, Петр Воинович Римский-Корсаков. Здесь в марте 1844 года родился Николай Андреевич. Мальчик получил хорошее домашнее образование. Его мать – Софья Васильевна – учила сына иностранным языкам, рисованию, астрономии и музыке. Николай очень любил церковное пение и русские народные песни, и уже в 11 лет начал сочинять собственную музыку.

Дом-музей Римского-Корсакова в Тихвине

В роду Римских-Корсаковых было почти два десятка морских офицеров, шестеро из них дослужились до контр- и вице-адмиральских чинов, и 12-летнего Николая Римского-Корсакова отдали на учебу в Морской кадетский корпус в Петербурге. Здесь, в столице России, началось его страстное увлечение симфонической музыкой, которое переросло в дело всей жизни. Он так глубоко погрузился в мир музыки, что одно время даже хотел бросить морской корпус.
Будущему автору «Садко» было 18 лет, когда отец умер, и семья уехала из Тихвина. После смерти матери тихвинский дом купил друг семьи – Николай Витмар, мемуарист и меценат. Потомки Вимаров оставались в доме, когда в марте 1944 года Сталин подписал распоряжение о создании Дома-музея Римского-Корсакова. Под экспозицию тогда выделили 2 комнаты, в остальной части жили хозяева. В 1946 году в части дома разместили музыкальную школу. Теперь музей занимает все здание.
— Мы — один из самых богатых мемориальных музеев, — рассказывает Элен Бордовская, директор. – В наших фондах хранится 330 подлинных мемориальных предметов, переданных потомками семьи композитора.
В коллекции музея есть настоящая мебель из семьи композитора, игрушки и рисунки маленького Николая – мальчик отлично рисовал, очень любил делать портреты родных. Сейчас дом-музей закрыт на реставрацию и реконструкцию, но часть экспонатов переместилась в соседнее здание – церковь Всех святых, которую тихвинцы называют «полковая». По преданию, именно на этом месте впервые явилась икона богоматери, позже названная Тихвинской. Но первая, деревянная церковь сгорела, и в XIX веке на этом месте возвели каменный храм. А, поскольку поблизости стоял гусарский полк, церковь и прозвали полковой. Теперь здесь располагается концертный зал, где часто звучит и музыка знаменитого тихвинского композитора.

текст: © Наталья Шкуренок, фото автора и музея.

***

Любые материалы, размещенные на Сайте, являются объектами авторского
права. Для использования материалов требуется письменное
согласие Редакции.

***

Архив:

В  Музее Ахматовой состоялась встреча с украинским ахматоведом Сергеем Трояновским