«Ничто  так не цементирует  брак, как  совместный  труд. Союз сердец  дополняется  тогда профессиональным  сотрудничеством. У таких супругов всегда найдутся темы для разговоров. Интересы их тесно переплетены, и вопрос о разделе сфер  влияния не возникает между ними. Брак от этого становится и гармоничнее, и прочнее». (Андре Моруа)

Совсем недавно на страницах интернет-журнала «Музеемания» мы разместили материал, приуроченный к 110-летию поездки по Волге (1910 г.) С.А. Кусевицкого и А.Н. Скрябина. Статья вызвала не только живой интерес читателей – на публикацию откликнулся наш коллега из США Самсон Кацман.
Берлинский и парижский периоды жизни и творчества Сергея Кусевицкого достаточно хорошо освещены в книгах Виктора Юзефовича. Американский же период, в основе своей, оставался вне исследовательского поля специалистов. Надеемся, что материал присланный С. Кацманом, заполняющий эту культурно-историческую лакуну в судьбе знаменитого дирижера, вызовет значительный интерес у российского читателя. /А.С. Скрябин, к.и.н., доцент, президент «Фонда А.Н. Скрябина»/

***

Сергей Кусевицкий

Всемирно известный дирижёр, контрабасист, композитор, деятель музыкальной культуры XX века Сергей Александрович (до крещения Шмуил Шахнов) Кусевицкий, родился в Вышнем Волочке Тверской губернии 13 июля 1874 года. Семья была музыкальной. Отец, отставной армейский музыкант, владел несколькими инструментами. Сергея, как и других своих детей, – всего их было пятеро, – приобщал к музыке, к игре на музыкальных инструментах с раннего детства. Любила музыку и рано ушедшая из жизни мать. После игры на скрипке, которой отец начал его учить в неполных пять лет, мальчик самостоятельно попробовал альт, виолончель, трубу и тубу. С семи лет – в организованном отцом семейном музыкальном оркестре. Оркестр выступает на ярмарках, балах, свадьбах, даёт концерты в городском саду Вышнего Волочка. Как-то, на склоне своей жизни, Кусевицкий в полушутку заметит, что его оркестровый стаж составляет 70 лет, поскольку впервые в оркестре он начал играть с семилетнего возраста.
Очень рано пришло к Кусевицкому осознание своего музыкального призвания, того, что станет для него смыслом, содержанием, самой его жизнью. Чем он будет заниматься с полным посвящением почти до последних своих дней.
Началом профессиональной биографии, своим творческим стартом, после самого себя, Сергей Кусевицкий обязан России. Здесь для продолжения музыкального образования он сбежит с тремя рублями из Вышнего Волочка в Москву. Здесь поступит в Московское филармоническое училище (вторую Московскую консерваторию), для чего 19-и лет отроду примет крещение. Великий князь Сергей Александрович никоим образом не был причастен к переходу Кусевицкого в христианство и никогда не был его крёстным отцом, как вслед за писателем Бенедиктом Сарновым, утверждают некоторые авторы книг о Кусевицком.

Фрагмент свидетельства о крещении С.А. Кусевицкого. Восприемниками, крёстным отцом и крёстной матерью, были коллежский регистратор Сергей Павлович Архипов и жена дворянина Надежда Павловна Шостаковская.

Крещение подданного еврейской национальности в православие было неизбежной данью существовавшим в то время законам империи: без него были невозможны проживание и учёба в Москве. Фактически, как и в случае с Генрихом Гейне в Германии, это было официальное принуждение к отказу от веры отцов в обмен на входной билет в общественную жизнь страны и возможность устройства профессиональной карьеры[i].

Сергей Кусевицкий в молодости

В России произойдёт становление Кусевицкого как контрабасиста, он приобретёт опыт игры в профессиональных оперных оркестрах, Оперного товарищества, Итальянской оперы, выиграет конкурс на место контрабасиста в оркестре Мариинского театра, и – уникальный случай в истории российских императорских театров! – откажется от него. Виртуоз-контрабасист Кусевицкий просто устроит себе экзамен на  проверку собственных исполнительских возможностей. Станет артистом оркестра Большого театра, в котором проработает 11 лет. Разовьёт свой художественный кругозор и вкус. Познакомится со скульптором Сергеем Коненковым, с художниками Леонидом Пастернаком, Мстиславом Добужинским, Павлом Кузнецовым, Кузьмой Петровым-Водкиным, Николаем Рерихом, Мартиросом Сарьяном. Эти люди войдут в его ближний круг.
Кроме чеха Йозефа Рамбоусека, учителя игры на контрабасе в филармоническом училище, в списке своих учителей Сергей Кусевицкий всегда будет называть Сергея Рахманинова, Фёдора Шаляпина, Леонида Собинова, основателей Московского Художественного театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Пример Рахманинова, который в своём профессиональном творческом развитии эволюционировал от блистательного пианиста-исполнителя до дирижёра, повлияет на выбор Кусевицким дирижёрской карьеры.

Сергей и Наталия Кусевицкие (стоят справа) в Берлине. Среди остальных на снимке: Александр Скрябин, Татьяна Шлёцер, Фёдор Шаляпин, Артур Никиш (сидят вокруг стола). Март 1910 г.

Наконец, в России Кусевицкий, после скоротечной неудачной женитьбы на балерине Надежде Галат, в своём новом  браке обретёт и свою настоящую любовь, и любящего и преданного себе, и делу своей жизни друга. Второй женой музыканта станет скульптор Наталья Ушкова (1881-1942), дочь богатейшего московского купца и мецената Константина Капитоновича Ушкова. Получившая профессиональное художественное образование, владевшая тремя европейскими языками, а кроме того, и прекрасными деловыми навыками, Наталья Константиновна не только поддержит все творческие устремления мужа, но и всеми силами будет помогать в их осуществлении.

Л.Кекушев. Особняк Кусевицких в Москве

Брак этот был предметом многочисленных обсуждений и спекуляций. «Счастливый подкаблучник» – так выскажется об их браке спустя годы ученик и секретарь Кусевицкого Николай Слонимский. Однако, нам думается, что наиболее близко союз Сергея Кусевицкого и Натальи Кусевицкой-Ушковой характеризует суждение Андре Моруа, высказанное в его книге «Из писем к незнакомке»: «Ничто  так не цементирует  брак,  как  совместный  труд.  Союз сердец  дополняется  тогда профессиональным  сотрудничеством. У таких супругов всегда найдутся темы для разговоров. Интересы их тесно переплетены, и вопрос о разделе сфер  влияния не возникает между ними. Брак от этого становится и гармоничнее, и прочнее».
Финансовая независимость, обретённая С.Кусевицким после женитьбы на Наталье Ушковой, поможет ему в достижении наиболее значимых моментов в русском периоде его творческой биографии. Он сможет уйти от музыкальной подёнщины и овладеть дирижёрской профессией, основать Российское музыкальное издательство (РМИ), учредить музыкальную программу «Концерты Кусевицкого» и создать свой симфонический оркестр.
В 1905 году Сергей и Наталья на несколько лет поедут в Европу. Кусевицкий будет брать уроки дирижирования у выдающегося венгерского дирижёра Артура Никиша, наиболее близкого ему по духу и по манере взаимодействия с оркестровыми музыкантами. Здесь состоится его дебют и признание в новой музыкальной профессии. Контрабас не будет забыт, но большую часть своего времени и интересов Кусевицкий сосредоточит на управлении самым богатым по звучанию инструментом – оркестром.
Основанное 25-го марта 1909 года в Берлине на семейные средства «Российское музыкальное издательство» стало новаторским шагом в печатании музыкальной литературы. РМИ поставит Кусевицкого в ряд наиболее известных меценатов своего времени. И не только потому, что издательство выплачивало авторам очень достойные гонорары, более высокие, чем в других музыкальных издательствах. С самого начала оно было ориентировано на работу с молодыми композиторами, представлявшими новые направления в музыке, на выдвижение и пропагандирование их произведений. Именно здесь впервые увидят свет “Петрушка” и “Весна священная” Стравинского, многие сочинения Скрябина, Метнера, Прокофьева. Симфонические партитуры окажутся в числе жанровых предпочтений РМИ и будут на протяжении многих лет пополнять собственный дирижёрский репертуар Кусевицкого во всех руководимых им оркестрах в Москве, Париже и Бостоне.

Сергей Кусевицкий

“Концерты С. Кусевицкого” и сформированный им к осени 1911 года в Москве собственный оркестр станут заметными событиями в культурно-музыкальной жизни России. Высокие зарплаты, которые дирижёр обеспечит своим оркестрантам, позволят им с полной отдачей работать во вновь созданном коллективе. Во главу угла Кусевицкий поставит качество исполнения. Для гастрольных поездок он закупит два железнодорожных вагона, чтобы  музыканты использовали время переездов для репетиций. В череде замечательных концертов оркестр представит самой массовой аудитории слушателей как произведения русских композиторов, так и зарубежную классику. Для доступа на концерты молодёжи, руководство оркестра примет решение о значительном снижении цены на билеты для студентов.
С оркестром Кусевицкого связан ещё и такой, достойный упоминания, факт. В то время происходило становление дирижирования как консерваторской специальности. Начало этому было положено в Лейпцигской консерватории Артуром Никишем, а в Советской России Николаем Малько в Ленинградской консерватории. Понимая, какое неоценимое значение имеет работа молодых дирижёров с хорошим оркестром, Кусевицкий давал им, хотя и не часто, поработать с коллективом своих музыкантов. Эти дебюты были значительными событиями в творческих биографиях Николая Голованова, Михаила Штеймана, Николая Малько.
В русский период творчества музыканта обозначатся два главных мотива его меценатской и музыкально-просветительской  деятельности, которым Кусевицкий будет следовать на протяжении своей дальнейшей жизни:
— помощь молодым музыкальным талантам, пропагандирование и продвижение их сочинений и исполнительского искусства;
— приобщение к Большой Музыке максимально широких слоёв слушателей, без различия сословий, доходов, происхождения.
Кусевицкий с оркестром из 85-и  музыкантов даст три гастрольных тура по городам, расположенным по берегам Волги, – в 1910, 1912 и 1914 годах. Музыканты были тепло встречены слушателями, многие из которых впервые услышали симфонический оркестр. (более подробно здесь)
После Октябрьской революции Кусевицких лишили значительной части состояния, были национализированы издательство, оркестр, принадлежавшие семье художественные коллекции. Какое-то время маэстро пытается сотрудничать с новой властью – в составе Совета при наркомате просвещения Кусевицкий принимает участие в проведении реформы музыкального образования и создании Государственного симфонического оркестра. После нескольких лет работы в Советской России, в мае 1920-го года Сергей и Наталья Кусевицкие навсегда уехали за границу. Им удалось сохранить в зарубежных банках часть семейного капитала, благодаря чему Сергей Александрович сможет продолжить свою деятельность в Европе. Была продолжена и издательская музыкальная деятельность. «Российское музыкальное издательство» было переведено из Москвы в Берлин, а его филиалы были основаны в Лондоне и в Нью-Йорке.

Сергей Кусевицкий, 1921

Настроенный резко отрицательно к Советской власти, Кусевицкий не останется равнодушным к тому, что будет происходить на его родине. После нападения нацистской Германии на СССР, Кусевицкий даст благотворительный концерт в пользу Советского Союза. Перед первым исполнением в Америке Ленинградской симфонии Шостаковича, музыкант скажет: «Я заявляю о своей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведёт нас к надежде, свету и воскрешению». Все собранные деньги, 11 тысяч долларов, будут переведены в фонд помощи Советскому Союзу».
В 1921 году музыкант организует в Париже «Симфонические концерты Кусевицкого», которые, с перерывами, просуществуют до 1939 года. На этих концертах пройдут премьеры сочинений многих русских и французских композиторов. Маэстро будет активно работать оперным дирижёром, участвуя в создании спектаклей в «Гранд-Опера» в Париже и в Барселонском оперном театре. Наряду с оперной антрепризой, «Симфонические концерты Кусевицкого» сыграют такую же видную роль в пропаганде русской музыкальной культуры в Европе, как и «Русские сезоны» Дягилева.
Среди наиболее известных премьер, осуществлённых «Концертами Кусевицкого» в Париже – «Картинки с выставки» Мусоргского, «Сарабанда и Танец» Дебюсси, обе в оркестровке Равеля, «Скифская сюита» Прокофьева, собственная интерпретация Кусевицким сочинений парижских композиторов Дариуса Мийо и Эрика Сати. Эрик Сати и поэт Жак Кокто были вдохновителями творческого содружества «Шестёрка», члены которого искали новые пути в музыкальном искусстве. Сенсацией сезона 1923 года станет оркестровая пьеса Артюра Онеггера «Пасифик 231». В 1924 году в «Концертах Кусевицкого» дебютирует как пианист Игорь Стравинский – он исполнит свой концерт для фортепиано и духового оркестра под управлением маэстро.

Вилла “Серенак” – английский акроним образованный от имён Сергея и Натальи — летняя резиденция Кусевицких в Тэнглвуде.

В 1923 году, после полученного Кусевицким предложения возглавить Бостонский симфонический оркестр, Сергей и Наталия переедут в США. Исполнится пожелание Артура Никиша своему талантливому ученику: хорошо было бы поработать с Бостонским симфоническим оркестром!
Двадцать пять лет, с 1924 по 1949 гг., Кусевицкий будет находиться у пульта Бостонского симфонического оркестра. Эти четверть века назовут золотой эрой его истории, выдвинут «Бостон Симфони» в число ведущих симфонических оркестров США, а впоследствии коллектив завоюет и мировое признание. Кусевицкий направит свои усилия как на изменение и реорганизацию работы самого оркестра, порой довольно жёсткую, так и на воспитание музыкальных вкусов бостонской публики – в сторону ознакомления её с произведениями, казавшимися ей ранее авангардными. Причём будет это делать с бескомпромиссной настойчивостью. «Я буду играть эту музыку до тех пор, пока вы не поймёте её», – предупреждал он тех слушателей, которые уходили из зала при исполнении оркестром новых произведений.  Продолжится сотрудничество дирижёра с ведущими композиторам того времени.
Под руководством Кусевицкого, с 1926 года, начнутся регулярные выступления БСО на радио. БСО станет первым в Америке оркестром, дающим концерты для радиовещания. Радиотрансляции концертов БСО по радио продолжаются и сегодня.
Кусевицкий введёт в репертуар БСО  множество произведений русских композиторов. «Бостон Симфони» станет одним из первых интерпретаторов творчества Чайковского в Америке. Будут проводиться серии концертов во многих американских городах. К 50-летию основания Бостонского симфонического оркестра (1931 г.) по  его  просьбе специально к этой годовщине напишут новые произведения И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Онеггер, С. Прокофьев, А. Руссель, М. Равель, А. Копленд, Д. Гершвин.
В 1936 году «Бостон Симфони» под руководством Кусевицкого впервые даст серию летних бесплатных концертов в городках Леннокс и Стокбридж в Беркширских горах, в  живописнейшем районе западного Массачусетса. Вместе с Гертрудой Робинсон-Смит он сыграет важнейшую роль в учреждении в 1940 году получившего мировую известность  Беркширского музыкального центра, впоследствии Тэнглвудского музыкального центра (Тэнглвуд) в Ленноксе, в Массачусетсе. С 1937 года Тэнглвуд превратится в летний дом Бостонского симфонического оркестра. В Тэнглвуде организовывались летние музыкальные курсы для совершенствования мастерства талантливых американских и европейских музыкантов. Рассчитанный на 5700 мест Концертный зал носит сегодня имя Кусевицкого.

Сергей Кусевицкий и Ольга Наумова-Кусевицкая

Маэстро сыграл заметную роль в творческой биографии таких замечательных  композиторов-американцев как Аарон Копленд, Леонард Бернстайн, Лукас Фосс, Рой Харрис, Самуил Адлер, Сара Колдуэлл, Уолтер Пистона, бразильца Элеазара де Карвалью. При поддержке Кусевицкого засияет звезда изумительного тенора Альфредо Кокоцца, известного миру под сценическим псевдонимом Марио Ланца.
Последнее выступление Кусевицкого-дирижёра состоится в Сан-Франциско 26 февраля 1951 года. Оно будет данью его непреходящей любви к русской музыке, музыке композиторов своей Родины. Кусевицкий дирижировал исполнением Четвёртой симфонии Чайковского и Пятой симфонии Прокофьева.
В 1942 году уйдёт из жизни Наталья Кусевицкая. В память о ней Кусевицкий создаст Фонд поддержки молодых музыкальных талантов. В конце 1947 года маэстро женится на Ольге Наумовой, Натальиной племяннице, которая до этого 18 лет жила вместе с четой Кусевицких и работала у него секретарём. Ольга Наумова будет тем человеком, который позаботится о Кусевицком и будет рядом с ним до его последнего вздоха. «Вместе с Ольгой Кусевицкой, на которой Сергей женился после смерти Натальи, мы наблюдали, как расстаётся с телом бессмертная душа маэстро. С его смертью в нашей жизни возникла пустота», – так напишет о закатных годах жизни Кусевицкого высланный из России на знаменитом «философском пароходе» известный русско-американский социолог Питирим Сорокин. Выдающийся музыкант скончается 4 июня 1951 года на руках жены и своего любимого ученика, американского композитора Леонарда Бернстайна.
Наталья Ушкова и Ольга Наумова – два добрых ангела Сергея Кусевицкого. Может быть, эта сторона жизни Кусевицкого ещё найдёт своего исследователя.

Тэнглвудский музыкальный центр

Хочется упомянуть один поступок, очень показательный для личности Кусевицкого. В 1943 году он навещает в нью-йоркском госпитале венгерского композитора Беллу Бартока. Барток погибает от лейкемии. Кусевицкий от имени своего фонда заказывает ему концерт для оркестра и тут же, авансом выплачивает ему половину гонорара. Барток в замешательстве. Вначале он не верит, что у него что-нибудь получится, но начинает работать над своим знаменитым «Концертом для оркестра». Любимая работа захватывает и воодушевляет его, вызывает у него подъём сил и прилив энергии. У него начинается ремиссия, болезнь отступает. Барток дожил и до репетиции, и до премьеры своего «Концерта для оркестра». Произведения, которое станет венцом его композиторской деятельности, ознаменует взлёт оркестровой техники, и войдёт в золотой фонд классической музыки. «Безумно великолепен!» – таким будет один из первых откликов на этот музыкальный шедевр.

Справа налево: Сергей Кусевицкий, Леонард Бернстайн, Аарон Копленд. Фото: Рут Оркин, архив Бостонского симфонического оркестра. (BSO)

На заре своей жизни Кусевицкий открыл для себя чудо Музыки. И щедро поделился с другими  радостью этого открытия, всем возвышенным и преобразующим, что дарит людям Музыка. А кого-то и вовлёк в служение этому чуду.
Вот что вынес для себя пианист Александр Боровский  после прослушанной в 1941 году в Нью-Йорке Шестой симфонии Чайковского в исполнении Бостонского оркестра под управлением Кусевицкого: «Такой отрешённости от суеты сует и такого глубочайшего проникновения в дух музыки я ещё никогда не слышал: мне казалось, что Шестая симфония рождается впервые».

Памятники на надгробии Сергея и Натальи Кусевицких в Ленноксе, Массачусетс, США. Слева – памятник Ольге Наумовой-Кусевицкой, третьей жены музыканта.

А для Ирины Грэм, будущей либреттистки композитора Артура Лурье, влияние творчества Кусевицкого стало определяющим в выборе жизненного пути. В 1946 году в своём письме к дирижёру она признается: «Вчера слушала по радио Четвёртую симфонию Чайковского в Вашем исполнении, <…>, и было как озарение. И вот почему: стою перед решающим событием своей жизни, и Вы вчера музыкой, душой своей, показали и научили куда идти, как поступить. Никогда не забуду».
Невозможно в небольшом очерке дать полное представление о личности и творческом наследии Кусевицкого. О всемирно известном музыканте написано несколько книг, но тема эта огромна и любой заинтересованный читатель наверняка найдёт в его жизни новые, ещё не известные исследователям факты.


[i]Российский государственный архив литературы и искусства любезно предоставил по запросу автора копию документа о крещении Кусевицкого – свидетельство «о просвещении святым крещением и наречением именем Сергий в честь преподобного отца Сергия». (РГАЛИ. Ф. 659. Оп. 3. Д. 2029. Л.3)

***

©текст: Самсон Кацман, Массачусетс, США.
Благодарим за помощь в публикации 
Маргариту Шашкину,  главного архивиста Государственного архива Саратовской области, члена Союза журналистов России.

***

 

Связаться с редактором

***

Архив:

В Музее А.Н. Скрябина состоялась презентация книги «Жизнь в Музее: Татьяна Шаборкина».

Лекция Александра Серафимовича Скрябина «Неистовая Ариадна», посвященная памяти дочери великого композитора

Об уникальных поволжских гастролях симфонического оркестра Сергея Кусевицкого, состоявшихся в 1910 году с участием Александра Скрябина