Илария Булгакова. Святые наших дней: афонский схимонах Силуан

Наше время — время великих достижений техники и науки и, надо это признать, понижения морального уровня человечества. Однако и теперь есть праведники, в которых раскрывается «Образ и подобие Божие» — эти, может быть, не совсем понятные нашему сознанию таинственные определения. Как лучезарен и прекрасен их облик, как радостно общение с ними, как глубоки их мысли!


Одним из таких подвижников нашего времени был старец Си­луан, схимонах Афонский, о котором замечательную книгу соста­вил и издал его ученик, иеросхимонах Софроний.*
Старец Силуан был сыном крестьянина. Родился он в 1866 го­ду в дер. Шовское Лебединского уезда Тамбовской губернии. Отец его был человеком духовной жизни и большой сердечной чут­кости. Несмотря на христианское воспитание и христианское настрое­ние, представительный, красивый юноша поддался плотскому иску­шению и впал в грех. Но душа его страшно томилась падением. По благословению о. Иоанна Кронштадского он отправился на Афон, где подвизался 46 лет, достигнув высших ступеней духовно­го созерцания — Боговедения и Боговидения, о которых говорят Апостольские послания, творения Симеона Нового Богослова и Иса­ака Сирина, а также духовный опыт преподобного Серафима Са­ровского и о. Иоанна Кронштадтского. Удостоился инок Силуан беседы с Божией Матерью и лицезре­ния Господа Иисуса Христа, и эти мгновения на всю жизнь укре­пили его в неустанной борьбе за «чистое»**от греха сердце, которое одно может зреть Господа.
Образование его ограничилось, по-видимому, начальной школой. Дальше учила его сама жизнь. В миру он пробыл до 36-летнего возраста. Поступив в монастырь па Афоне, он приобрел знание, которое достигается не путем естественного опыта, не путем ум­ствования, логических доказательств, академического богословствования, рационалистического мышления, — приобрел он то знание, которое является даром Духа Святого, как следствие молитвы, сми­рения. чистоты любящего сердца. Это было знание, которое полу­чили по сошествии Св. Духа неученые галилейские рыбаки-апо­столы.
Проведя в монастыре 46 лет, занимая некоторое время хлопот­ливую должность эконома, отец Силуан сохранил внутреннюю со­средоточенность, навык к молитве и удостоился дара неустанной, так называемой «умной» Иисусовой молитвы, дара прозрения и чудотворения. Был облечен в схиму. Скончался 11/ 24 сентября 1938 года.
Личность, жизнь и учение старца Силуана наполняют нас хри­стианской радостью: мы воочию убеждаемся, что Православие есть истинная вера, что Православная Церковь есть хранительница и не­исчерпаемая сокровищница благодати Св. Духа, что она ведет нас в Вечное Царство Вечного Бога.
Собеседник и ученик старца Силуана, иеромонах Софроний, по смерти старца, по благословению подвижников, решил передать духовное наследие своего учителя собратьям христианам.
Ниже приводим некоторые изречения и мысли старца, испол­ненные особенного духовного веяния, озаренности, тихого света.

Цель жизни

Бог сотворил мир не для того, чтобы Он Сам жил жизнью тва­ри, по чтобы разумную тварь приобщить Своему Божественному бытию, и когда разумная тварь не достигает обожания, которое не может совершиться без ее соучастия, тогда исчезает и самый смысл ее бытия. Человек есть образ Божий и способен восприять обожение, стать богом по благодати. Вся окружающая нас природа есть чудо. Но сознание Божественного чуда в человеке, входящем в мир несозданного света, достигает несравненно большей глубины и силы.

Бог и человек

Не только человек ищет Бога, но и Сам Бог ищет человека и притом в несравненно большей мере. Бог Сам ищет человека прежде, чем человек взыщет Его: «Где ты был, чадо Мое? Я давно жду тебя». Господь любит человека, и благодать Его будет в Церкви до времени Страшного суда. Если Господь наш, то и все — наше. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа во плоти, а идущие против Бога — исполнены мрака и похожи на врагов. Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они, по­тому что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и Церковь Божию. Они думают, что эти мысли их, а на самом деле не понимают, что мысли эти не их и исходят от врага, но кто примет их сердцем и полюбит, то так и сроднится с злым духом.

Божия Матерь и человечество

Господь хотел, чтобы Матерь Божия на земле по вознесении Его оставалась на утешение и радость роду христианскому. Мы не постигаем полноты любви Божией Матери и не можем понять Ее скорбь — безмерную и непостижимую: люди, которых Она так лю­била и которым до конца хотела спасения, распяли Ее возлюблен­ного Сына.

Молитва человеческая

Господь сказал в видении одному афонскому подвижнику: «Я помилую всякого человека, который хотя бы однажды в жизни призвал Бога. Те, кто страдает за заповедь Мою, в Царствии Не­бесном будут Моими друзьями, а остальных только помилую». Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир по­гибнет. Никакая человеческая культура, ни наука не предотвратят этой гибели. Когда не будет на земле молитвенников, тогда мир кончится, пойдут великие бедствия. Они уже и теперь есть. Ни одна молитва, ни одна хорошая мысль не пропадет пред Богом. Если у тебя есть недоумение, то сделай три поклона и скажи: «Господи. Ты видишь, Милостивый, что душа моя в недоумении, и я боюсь погрешить. Вразуми меня. Господи!». И первое, что ро­дится в душе после молитвы, принимаем за указание свыше.
Когда хочет Господь кого помиловать, то внушает молитву, желание молиться за него другим. Если приходит желание за него молиться, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Господь даст молитву молящемуся за врагов. Сытое тело мешает чисто молиться. Горе и опасности многих научили молиться. В час молитвы нельзя останавливаться даже па добрых мыслях.

Борьба со злом

Мы не должны отрекаться от несения вины за общее зло, дол­жны брать на себя тяготу вины близких. Всякое зло, происходящее в мире должно восприниматься, как мое собственное. Бороться с космическим злом каждый будет, начиная с самого себя. Природа всечеловеческого бытия такова, что каждое отдельное лицо, преодолевая в себе зло, этой победой наносит поражение кос­мическому злу. Часто за одно приветствие ближнему душа чувствует в себе благую перемену; и, напротив,  — за один косой взгляд на ближ­него теряется благодать и любовь Божия. Зло действует обманом, притворяясь добром, ради которого дозволены все средства. Добро злыми средствами не достигается.

Осуждение и гордость

Знай, что если помысл твой уклоняет тебя следить за людьми, кто как живет, то это признак гордости. Враг пал гордостью и нас влечет туда же. II приносит нам помысл похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать отступит. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это теряешь благодать Св. Духа. Ныне люди стали гордыми и спасаются скорбями и покаянием.

Смирение

Горделивой душе ничто не нравится, а смиренной все хорошо. Душа, если не предастся на волю Божию, нигде не будет мирна. Для мира душевного надо душу свою приучить, чтобы она лю­била оскорбившего и сразу молилась за него. Мы страдаем до тех пор, пока не смиримся.

Внутренний мир

Чтобы иметь мир в душе и теле, надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Мы живем в последние времена, но все же надо сохранить мир душевный. Если кто тебя обидел, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе. Если дашь мир брату твоему, то Господь даст тебе несравненно больше, а если оскорбишь ты брата, то на твою душу неизбежно придет скорбь.

Любовь

Дух Божий учит жалости к заблудшим, которые идут во ад. Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то бла­годать оставит тебя. Кто ругает плохих людей, но не молится о них, тот никогда не познает благодати Божией.
Как кротко и терпеливо должны мы исправлять брата своего!

Святой Силуан Афонский

Если ты не имеешь любви к ближним, то хоть не поноси и не кляни их. Совершенное познание и истинное богословие.
Совершенное познание Бога вне Христа и помимо Христа не­возможно. Оно отличается от «веры от слуха» или академического знания или в порядке философского убеждения. Верующих на земле много, но таких, которые знают Бога, очень мало. Познание высших духовных истин лежит на пути хра­нения христианских заповедей, а не «внешнего» обучения. Христианство — не доктрина, не учение, а жизнь.
Духовное ведение есть догматическое сознание. Есть ли смысл богословствования о Св. Троице, не имея в себе святой силы Отца, кроткой любви Сына, несозданного света Св. Духа? Глубокая жизнь духа — не отвлеченный гносис. Горделивые люди хотят познать Бога умом, по Господь не дает им этого. И что значит их (т. е. ученых) знание, если они Бога не знают. Чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Перед святым подвижником проходит вся цепь догматических положений: проблемы жизни и смерти, свободы и творчества, смы­сла жизни и страданий, соотношения откровения и веры, веры и знания, закона и благодати, вечности и времени. Бога и Его от­ношения к миру и человеку, судеб мира и суда Божия, но не похо­же все это па академическую работу, на отвлеченное интеллек­туальное усвоение, рассудочное понимание, а есть оно —  вхожде­ние в бессмертное бытие божественное. Богослов-рационалист ищет разрешения рассудочного умозре­ния, а не живого богообщения. Любовь к врагам совершенно необходима для познания Божиих тайн. «О, Душе Святый… Ты открыл мне непостижимую тайну». Св. Писание не может быть постигнуто научным исследова­нием, а только «Духом Святым»; научному исследованию доступны лишь некоторые детали и внешние стороны. Постижение Слова Бо­жия лежит на путях исполнения заповедей Христа. Молитва очищает ум, и он все видит.

О пастырях и духовниках

Забота о мире лежит на пастырях Церкви, которые носят на себе столь великую благодать, что, если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились. На них ложатся скорби всей земли. Кто оскорбляет пастыря, тот оскорбляет Духа Святого, живу­щего в нем. Вся беда от того, что мы не вопрошаем старших, которые по­ставлены нами руководить, а пастыри не вопрошают Господа, как надо поступить… архиереи не вопрошают Господа, делают по сво­ему разуму и оскорбляют милосердие Божие, посевают смущение. Некий порок не мешает благодати жить в душе пастыря, как зеленое дерево имеет некие ветви сухие, но это не мешает ему при­носить плоды. Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы ниц от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он, то стал бы великим подвиж­ником. Всегда надо помнить, что священник совершает служение в Ду­хе Святом, и потому должно благоговеть перед ним. Если бы христиане слушали духовника без критики, то достигли бы спасения. Ходить надо к духовнику, какой есть, и за смирение твое по­кроет его Господь. Но если ты подумаешь, что духовник живет не­радиво, и как может жить в нем Дух Святый, то за такую мысль ты сильно пострадаешь.

Народные бедствия и войны

Война посылается за грехи. Если какой народ или государство страдает, надо покаяться, и тогда все направится от Бога.

Свойство человеческой природы

К чему привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет посто­янно молиться, любить ближнего, плакать и молиться за весь мир, то будет душа влечься к молитвам, слезам и любви.

Молитвеннее воздыхание

Господи, дай нам сию любовь во всем мире Твоем! О, Душе Святый, живи в наших душах, да все согласно славим Творца — Отца, Сына и Святого Духа. Аминь.

*****

Примечания

*) Иеромонах Софроний, «Старец Силуан». Париж. 1952., с. 204.
**) В некоторых случаях автор книги заключает мысли старца в современ­ные философские термины, излагает их «от себя».

*****

Автор: И. М. Булгакова. //Церковный вестник, №2, 1962.

*****

Материалы по теме:

Представление и обсуждение книги «Евангелие от Булгаковых»

Илария Булгакова: Звезды над Святой Горой Грабаркой