О выставке Альфонса Мухи «iMucha: Posters in Motion»

Чешский (или чешско-американский, так как с 1986 года он живет в США) теннисист Иван Лендл, в прошлом первая ракетка мира с говорящим прозвищем «Иван Грозный», стал страстным коллекционером всего, что связано с Альфонсом Мухой — Лендл собирал свою коллекцию его работ в течение тридцати лет, и уже в 2013 году она насчитывала 225 работ великого чешского художника. В своих интервью Лендл неоднократно заявлял, что он начал собирать работы Альфонса Мухи после знакомства с Иржи, сыном художника, и даже приобрел у него одну из самых знаковых работ, Gismonde, первый плакат, который Муха сделал для Сары Бернар.

 

О выставке «iMucha: Posters in Motion (iMucha: плакаты в движении)» в Праге не знает, пожалуй, только ленивый. Такого количества бордов с рекламой художественной выставки здесь не было уже очень давно, и, хотя в условиях пандемии выставку пришлось временно закрыть, глядящие с бордов работы Мухи продолжают напоминать жителям Праги о выставке буквально за каждым поворотом  – кому-то об упущенных возможностях, а кому-то – о вовремя использованных шансах. Предвидя её возможное закрытие, я оказалась в Общественный доме Праги (Obecny Dum) сразу по прибытию —  хотелось ещё раз увидеть не только само здание Общественного дома, шедевр эпохи Ар-Нуво,  интерьер которого сам Альфонс Муха и расписывал, и, конечно, само собрание Ивана Лендла (Lendlovu sbirku), как говорят сами чехи, для которых после успеха выставки 2013 года эти два слова превратились в имя нарицательное. Впервые Лендл показал свою коллекцию в 2013 году в том же пражском Общественном доме. Выставка имела невероятный успех и стала самой популярной художественной выставкой в истории Чешской республики. А уже в 2014-м Лендл продал свою коллекцию чешскому бизнесмену Рихарду Фуксе. Чешские таблоиды  писали, что цена сделки составила три с половиной миллиона долларов, однако в действительности точную сумму публично не оглашали. Сам Рихард Фукса является владельцем компании-лидера чешского рынка наружной рекламы, что объясняет невероятное количество бордов с рекламой выставки на всех автомагистралях страны. Фонду также принадлежат коллекции Богуслава Рейнека и Марка Шагала, а его миссией на официальном сайте обозначена популяризация искусства. Самого Рихарда также волнует судьба «Славянской эпопеи» Альфонса Мухи и достойное место для экспонирования этой самой знаменитой живописной серии мастера, оставленной в подарок Праге (что до сих пор оспаривают его родственники) и так не нашедшей пока своего постоянного пристанища.
Несколько лет назад Фонд организовал грандиозную выставку, посвященную Карелу Готту – Gott, My life, однако она не смогла сравниться в популярности с выставкой коллекции Лендла, которую после Праги показали в Словакии, Италии, США и даже в Южной Корее, где её тоже ждал большой успех. С тех пор прошло семь лет, и коллекция пополнилась ещё более чем семьюдесятью работами, самые значимые из которых – эскизы к витражам Мухи в пражском Соборе Святого Вита и работа «Молитва». Все они демонстрируются на новой выставке.
Но отличается выставка не только этим. Главное новшество – технология Posters in Motion, когда плакаты Альфонса Мухи «оживают» и превращаются в видео-зарисовки. Посетителей приводят в восторг идеальные линии плакатов Мухи, которые, оживая, заставляют еще больше поверить в его гений. Кстати, во времена Мухи существовало нечто подобное – оживающие картины, или tableaux vivant. После того, как его плакаты обрели популярность в Париже, они были воссозданы и на сцене. Художник познакомился тогда с танцовщицей под именем Lygia, которая и создавала эти утрированно женственные образы на сцене – по крайней мере, есть свидетельства того, что такой «спектакль» шел 7 марта 1901 года в знаменитом Фоли-Бержер. Муха использовал идею оживающих полотен и далее – во время своей работы над «Славянской эпопеей». 
Конечно, биография и работы Мухи знакомы многим, в Праге можно было в «докарантинные» времена посмотреть как «Славянскую эпопею», так и посетить музей Альфонса Мухи на улице Panskà. Однако выставка «iMucha: Posters in Motion» отличается безусловной визуальной ценностью, а также ценностью атмосферной. Да и место — Общественный дом, с его интерьерами, обстановкой – выбрано идеально (жаль, конечно, что Муха не оформил его полностью, как предполагалось изначально – в конце концов ему отдали только Салон мэра, куда сейчас можно попасть лишь с экскурсией). В конце концов, традиция – ведь и первая выставка в 2013 году проходила именно там же.
Организаторам удалось создать праздник для всех ценителей Ар-Нуво. А ещё получилось в совершенно доступной форме преподнести изрядное количество информации – я, например, о многих фактах из жизни художника узнала впервые. В частности, о том, что именно Альфонс Муха сопровождал Огюста Родена во время его приезда в Чехию. О том, что в 1900 году Альфонс Муха основал в Париже свою школу Cours Mucha, имевшую большой успех.
В целом экспозиция получилась довольно цельной. Сочетание маркетинга, рекламы и искусства – вот как можно обозначить свои главные впечатления от выставки. Но ведь и Муха, который встречал гостей у входа (для этого организаторы создали замечательное видео-обращение), по сути, занимался рекламой как искусством, поэтому задумка вполне органична. Все этапы его жизни – рождение в моравской деревне Иванчице, Прага, Мюнхен, жизнь и долгожданный успех в Париже после знакомства с Сарой Бернар, поездка с США, где Муха встретил Ричарда Крейна, которой помог ему воплотить в жизнь «Славянскую эпопею», поздние годы, возвращение в Чехию и допросы гестапо перед началом войны — всё было обозначено на выставке. Однако главными, конечно, были работы Мухи – циклы, символы, воплощения, идеи.
В целом, ощущение праздника жизни не покидало меня до самого конца экспозиции, а сувенирный магазин даже предлагал разрекламированные Мухой шампанские вина Moёt и Ruinart. Увы, посетителей на выставке гораздо меньше, чем рассчитывали организаторы — не тот год на дворе. Поэтому каждая выставка сейчас – большая удача и, конечно, праздник искусства.

Автор: Наталья Богачева (Прага)

Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе: «Донаты»
 
Архив:

О венской выставке «Эфрусси. Путешествие во времени» рассказывает Наталья Богачева

Оставьте комментарий