В экспозицию входят  свыше 40 ярчайших произведений 1930-х – 1950-х годов из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» – живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства.

 

Утопический Город Солнца – это модель «светлого коммунистического будущего», построить которое было целью СССР с момента его образования (в 1922 году). Советское искусство 1930-х – 1950-х годов при всех внешних признаках реализма было столь же утопичным.
Социалистический реализм был не только методом, насаждаемым властью, он отвечал внутренней потребности большей части и зрителей, и самих художников. Цели и задачи, которые ставили руководители нового государства перед своими гражданами, – превращение страны в мощную индустриальную державу, требовали крайнего напряжения всех жизненных сил. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, какова она была на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть предельно реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. В этом смысле социалистический реализм – точное отражение эпохи, проникнутой пафосом строительства нового общества – Города Солнца.
1930-е годы были временем, когда социалистический реализм переживал подлинный триумф. Яркое динамичное искусство несло мощный оптимистический заряд. К концу 1950-х годов, несмотря на отдельные выдающиеся достижения, оно постепенно утратило жизненную силу. Произведения соцреализма, хотя и преобладали количественно, постепенно оттеснялись с авансцены художественного процесса нарождающимися новыми течениями.
На выставке представлены работы «официальных» живописцев: Василия Ефанова «И. В. Сталин и В. М. Молотов с детьми» (1947) и Александра Герасимова «Портрет И. В. Сталина» (1939). Герасимова действительно можно было назвать любимым художником Сталина: мастер долгое время создавал образ мудрого и великого вождя, горячо почитаемого своим народом.
Яркое, праздничное полотно автора диорам Петра Мальцева «Встреча героического экипажа» (1938) передает энтузиазм 1930-х годов и создает позитивный настрой. Василий Викулов в своей работе «Демонстрация на площади Урицкого» (1937) показал празднование 1 Мая – Дня международной солидарности трудящихся. Примечательна работа Алексея Ситтаро «Комсомолки завода “Светлана”» (1937), изображающая женщин, работающих на ленинградском электроламповом заводе – сложном производстве, требующем самоотдачи, однако женские образы не лишены нежности и красоты. Отдельно следует отметить эскиз «Блюминг на Театральной площади 1-го мая» кисти Бориса Шабля-Табулевича, судьба которого тесно переплетается с культурной жизнью Омска начала ХХ века.

В экспозицию включены работы выдающихся скульпторов Сарры Лебедевой, Веры Адамчевской. Центральное произведение выставки, «идеал и символ советской эпохи» – модель знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница», выполненная Верой Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Дополняет экспозицию фарфор мастера декоративно-прикладного искусства Нины Малышевой.
Произведения, впервые демонстрируемые в Омске, являются ярким документом эпохи, в зримых образах отражающим важный период отечественной истории с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями.
Выставка «Город Солнца» предваряет открытие в Центре «Эрмитаж-Сибирь» экспозиции советского искусства из собрания Музея имени М. А. Врубеля, которая начнет работу в 2021 году.
Куратор: Анастасия Сиренко (РОСИЗО, Москва)

 

 

*****

 

СВЯЗАТЬСЯ С РЕДАКТОРОМ
ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К НАМ НА FB
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ:

Читайте также:

В Германии проходит выставка «Открытая книга. Религиозные сюжеты в современном русском искусстве»

Лекция Анастасии Сиренко «Крым Михаила Латри»

Дом-музей Марины Цветаевой: в Москве состоялась лекция Анастасии Сиренко «Миф Киммерии в акварелях Максимилиана Волошина»

Лекция Анастасии Сиренко о жизни и творчестве художника Константина Богаевского