Выставка "Варвара Бубнова. Япония и русский авангард": август 2019 

Варвара Дмитриевна Бубнова (1886 – 1983) к концу своей жизни была самым старейшим художником в нашей стране и единственным оставшимся в живых из представителей Русского авангарда. Картины Бубновой находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва), а также в других отечественных и зарубежных музеях.

Большую часть жизни Бубнова прожила в Санкт-Петербурге, где она родилась и умерла, но судьба ее сложилась так, что 34 года Бубнова находилась в Японии и около двадцати лет в Сухуме, в Абхазии.

Детство и юность Бубновой частично проходили в имении деда в усадьбе Бернове (Старицкий уезд Тверской губернии), где сохранилась память о том, что дважды  усадьбу посещал Пушкин  (ныне в Бернове музей А.С. Пушкина). Сама Бубнова помнила приезд в Берново Левитана вместе с Софьей Кувшинниковой (прообразом чеховской "Попрыгуньи") и работу художника над картиной "У омута". В 1903 году Бубнова поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Бубнова вспоминала, что в 1905 году в школе произошли "беспорядки", учащиеся стали требовать расширения программы обучения живописи. Следствием этого стали небольшие уступки со стороны директора Н. Рериха, а вскоре – исключение тех активных товарищей, благодаря которым уступки эти были сделаны. Тогда Бубнова решила оставить школу и в 1907 году выдержала экзамен в Академию художеств. Бубнова с золотой медалью закончила Академию в 1914 году – в то самое время, когда с началом первой мировой войны завершался первоначальный этап авангардного движения в русском искусстве. В ее деятельности наметилась связь и с этим направлением. В 1912 году студентка Академии вступила в "Союз молодёжи" – одно из первых авангардных объединений России. Скорее всего этот акт был связан с прямым влиянием друга и "невенчанного мужа" Бубновой Вольдемаром Матвеем (псевдоним – Владимир Марков), рано умершим (1914), но успевшим закрепить в сознании художницы понимание истинных задач искусства, специфических особенностей живописи, как вида творчества. Организаторами "Союза" стали Михаил Матюшин и Елена Гуро, но вскоре они откололись от группы умеренных и лишь через некоторое время вернулись в "Союз". Большую роль в деятельности объединения играл Матвей. В начале 1910-х годов "Союз" пополнился такими интересными художниками, как Павел Филонов и Ольга Розанова. К выставкам, которые устраивало объединение, привлекались и москвичи – члены обществ "Бубновый валет" и "Ослиный хвост", Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин, братья Давид и Владимир Бурлюк. В 1912-1913 годах объединение выпустило три сборника, в которых основное место было отведено теоретическим статьям членов "Союза молодёжи". Кроме того, в сборниках публиковались современные западные материалы (Манифест итальянских футуристов, который переводится Бубновой, статья французского живописца Лефоконье) и разного рода хроникальные заметки. В 1917 году Бубнова переезжает в Москву, где начинает сотрудничать с Институтом художественной культуры. Сначала Институт возглавлял Василий Кандинский, но молодым художникам левых направлений его концепции представлялись старомодными, и вскоре Кандинского заменил Александр Родченко. Собравшиеся вокруг него мастера создали группу объективного анализа, в которую входила и Бубнова.

В этот период одним из учителей Варвары Бубновой был выдающийся график, художник Вадим Фалилеев, в 1920-1924 гг. занимавший должность декана графического факультета и профессора литографской мастерской ВХУТЕМАСа. В 1917 г. Вадим Дмитриевич создал необыкновенный по выразительности литографический портрет художницы. еоретические интересы Бубновой во время пребывания в ИНХУКе росли и расширялись. В конце 1921 года она заключила договор на подготовку двух статей – "Искусство на Западе в новой книге" и "Левое искусство в русской книге". В самом выборе этих тем учтён предшествующий опыт – работа над средневековой книгой и древними рукописями в Историческом музее, изучение персидской миниатюры. Можно с уверенностью сказать, что теоретическая мысль Бубновой сформировалась и созрела в "Союзе молодёжи" и в ИНХУКе. Она сохранила вкус к тем проблемам, которые волновали русских художников в 1910 – 1920 – е годы и которые на практике решались мастерами авангарда. В творческой практике художницы в тот период, когда она жила в Японии и в годы возвращения на родину, часто ощущается опыт русского искусства в 1910 – 1920-х годов, прежде всего в понимании специфики средств выразительности, в умении на холсте или на бумаге создавать свой мир, построенный по особым законам художественного мышления. 1923 году Бубнова покидает Советскую Россию и уезжает в Токио к младшей сестре Анне, выдающейся скрипачке. Племянницей мужа Анны, самурая Оно, была знаменитая Йоко Оно, художник и музыкант, жена одного из основателей "Битлз" Джона Леннона. Анна учила маленькую Йоко музыке, а Варвара – живописи. В Японии Бубнова активно включается в культурную жизнь страны, становится членом художественных обществ "Кокуга-кай" (Общество традиционной живописи), "Ниппон ханга кёкай" (Японское общество гравюры), "Ханга-ин" (Общество художников-ксилографов), "Дзёрю гака кёкай" (Объединение художников – женщин). Бубнова ввела в практику японского искусства технику литографии, ранее не используемую в этой стране. С 1924 года Бубнова также преподает русский язык и литературу в Университете Васеда в Токио, по сути, открывает японцам А.С.Пушкина. Ею было воспитано ни одно поколение выдающихся японских русистов и переводчиков.

Участники образовательной программы к выставке Варвары Бубновой

В 1958 году Бубнова возвращается на родину и поселяется в Сухуме. Здесь у неё появляется "второе дыхание". Это последний, самый яркий и экспрессивны период её творчества. В 1979 году Бубнова заявляет, что её "шагреневая кожа" уже совсем сократилась и переезжает в Ленинград. В 1982 году Бубнова была награждена Орденом Драгоценной Короны первой степени – высшей императорской наградой Японии, присуждаемой иностранцам. Сегодня ни одно исследование или справочные материалы, издающиеся в Японии и посвященные современной графической технике, не обходятся без упоминания имени Варвары Бубновой. На выставке представлены работы художницы 1920–х - 1970–х годов: пейзажи, портреты, автопортреты, сцены из повседневной жизни – ранние работы проникнуты энергией русского авангарда, более поздние лаконичны и сдержанны. Выполненные в различной графической технике: от цветной линогравюры "Маска" (1922) к литографии с цинковой доски "Скрипичный концерт" (1942) и до акварели "За зеленой дверью" (1972), – всего несколько работ дают представления о временном и техническом диапазоне таланта Варвары Бубновой. Так же впервые на выставке показаны два портрета сестер художницы – Анны и Марии Бубновых. Отдельный интерес представляет история самой коллекции: в период жизни в Сухуми Варвара Бубнова дарила работы другу, с единственным условием – эти работы никогда не покинут Россию. Коллекция пережила тяжелые времена войны и чудом сохранилась, оказавшись в нашей стране.

Организаторы: ГБУК г. Москвы "Дом-музей Марины Цветаевой"и  коллекционеры Андрей Трубецкой и Наталья Трубецкая.