Во время оккупации Парижа войсками Третьего Рейха в парижскую студию Пикассо часто наведывались сотрудники гестапо. Говорили о деградации его искусства, намекали о том, что он прячет евреев, слегка перетряхивали мастерскую.
В один из таких визитов гестаповец взял в руки фотографии его «Герники», написанной в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. «Это Вы сделали?»- спросил он маэстро.»Нет, это сделали вы»- ответил великий художник и добавил: «Возьмите себе одну на память«. Блестящую и захватывающую по своему сюжету лекцию «Испания от Франко до Музея Королевы Софии» подарила гостям Московского дома Ахматовой Татьяна Пигарева.
В своем рассказе она обратилась к парадоксальной, присущей франкистской Испании ситуации, когда после второй мировой войны, власти пошли на смягчение режима, и перешли от антагонизма к взаимодействию с гражданским обществом и представителями национального искусства.
Казалось, утопический проект по превращению огромного здания старинного госпиталя в экспозицию современного искусства был обречен на провал. Но прошло несколько десятилетий, и Музей королевы Софии, в котором сложилась великолепная коллекция произведений искусства испанских художников XX в., стал одним из самых любимых и посещаемых культурных центров, войдя в десятку лучших музеев Европы.