Андрей Рябушкин – исторический живописец

Хорошо знавший художника М. В. Нестеров писал, что «талантливый, тихий-тихий Андрей Петрович Рябушкин был замкнутый, как бы носящий в себе какую-то тайну. И лишь иногда прорывалась завеса сокровенного, и перед нами мелькали сильные страсти, в нем скрытые».
27 апреля  1904 года не  стало еще одного выдающегося дарования. Скончался художник Андрей Ря­бушкин, происходивший из государственных крестьян Тамбовской губернии  Борисоглебского уезда. Любовь к искусству зародилась в нем очень рано: еще будучи ребенком, он являлся невольным свидетелем живоносных работ, производившихся в его семье; и отец и братья его были по профессии — жи­вописцы. Преимущественно они занимались церковной живописью, которая служила им источником необходимых средств к суще­ствованию. Как только возраст младшего в семье Андрея  достиг периода, когда он был в состоянии держать в руках кисть, ему сразу пришлось проявить активное участие в трудах отца: отец начал брать его с со­бой на работы и заставлял помогать, на­сколько это было доступно мальчугану. Не­сомненно, что такая обстановка не могла не отразиться на дальнейших  стремлениях маль­чика и вот мы видим, что с наступлением  юношеского возраста, он попадает в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь, под руководством многих даровитых учителей, окруженный не ме­нее даровитыми товарищами (Архипов, Серов, Нестеров и др.), А. П. Рябушкин нашел для себя ту почву, которая дала необ­ходимый питательный материал для первона­чальной культуры его таланта. Здесь он рос и креп духовно. Семена, брошенные в него московским училищем, воспитавших плеяду славных художников, привились как нельзя более прочно; это подтверждает вся его даль­нейшая деятельность, носившая всегда на себе следы свободного творчества, не укладывающегося в какие-либо рамки, и чисто русского духа.
Никакая академическая традиция и вся процветающая в то время в Академии схола­стика не могли впоследствии сломить этого самобытного дарования.
Академия Художеств, где он завершил свое специальное образование, явилась для него уже до известной степени мачехой. Вступив в 1882 г. в ряды ее учеников, он сразу, однако, обратил на себя внимание профессоров академии, так как обладал в это время довольно солидной художественной подготовкой. В академических эскизах его на заданные темы бесспорно сквозила уже та оригинальность трактовки сюжета и сила выражения, которые могут быть присущи только недюжинному дарованию и которыми были от­мечены все последующие работы художника.
В 1888 году он выступает в качестве конкурента на малую золотую медаль, но про­грамма его: «Исцеление двух слепых» не была удостоена медали. Это первый щелчок, полученный им от мачехи-академии. В следующем году он принимает в конкурсе вторично и пишет работу  на тему: «Ангел выводит Петра из темницы». Получив малую медаль,  Рябушкин работает в 1890 г. на большую зо­лотую медаль. В течении всего этого довольно продолжительного конкурсного периода, моло­дой художник переживает довольно тяжелую борьбу с академическими устарелыми требованиями и только в силу своего дарования остается верен себе. Борьба эта сказывается и в том, что почти накануне самого кон­курса он, не задумываясь, соскабливает гото­вую уже программу и в совершенно иной композиции воплощает те образы, которые он выносил в себе, с которыми сроднился. Результатом этого явилось порицание совета профессоров Академии, выразившееся в лишении А. П. Рябушкина большой золотой медали.
Но программа его «Снятие со креста» оказа­лась тем не менее полной такого художественного интереса, свежести и новизны, что ее сразу облюбовал для своей картинной галереи П. М. Третьяков, а Августейший Президент Академии Художеств назначил А. П. Рябушкину стипендию на 2 года из собственных средств. Это дало ему возможность осуще­ствить заветную мечту: заняться изучением русской старины, для чего он предпринял продолжительную поездку по Poccии и посетил: Москву, Ростов, Романов-Борисоглебск, Ярославль, Новгород, Псков и Киев. Собрав довольно значительный материал, который его обеспечивал надолго, А. П. принимается за работу и пишет целый ряд картин, иллюстрирующих русскую жизнь. К наиболее вы­дающимся произведениям его кисти надо отне­сти следующие: «Встреча молодых от венца», «Царево кружало» (обе в московской галерее Третьяковых), «Боярская дума», «Мос­ковская улица», «Чудотворная икона», «Ку­печеская семья XVII в.», «Русская женщины в церкви XVII в.» (тоже в галереи Третья­ковых; была на всемирной выставка 1900 г. в Париже и премирована почетным дипломом), «С царского плеча» и «Едут» (Русский музей Императора Александра III). Кроме того, здесь нельзя не упомянуть о больших работах А. П. Рябушкина для церквей.
Целый ряд таких работ им исполнен для мозаик храма Воскресения Христо­ва в память 1 марта. Главнейший из них: «Хождение Спасителя по водам», несколько сцен «исцелений», «Призвание апостола Матвея», «Притча о десяти девах», «Насыщение  народа 5-ю хлебами», «Брак в Кане Галилейской» и др. В этот же период времени А. П. делает эскизы для росписи церкви в СПб., консерватории и не оставляет той работы, к которой у него больше всего лежит душа — писание новых картин.
Особенно плодотворно его творчество было в отношении множества исполненных им в продолжение всей его художественной деятель­ности иллюстраций, преимущественно имеющих отношение к русской истории. В этой области он был большим мастером: его иллюстрации всегда очень выразительны и типичны. Сюда надо отнести и также целые труды, как например: «Альбом русских былинных богатырей» (премия к журналу  «Bceмирная  иллюстрация», рисунки к сценам И. Горбунова и к изданию полковника  Кутепова «Цар­ская охота».  Вообще, оригинальных
рисунков А. П. Рябушкина насчитывается около 2000: частью они разбросаны по журналам, а частью находятся у частных лиц.
Во время коронации 1896 года А. П. был командирован Академией Художеств, в числе других первоклассных художников, в Мо­скву, для воспроизведения  акварелью торжеств священного коронования; эти акварели, принадлежащие нескольким авторам, соста­вили потом очень ценный художественный альбом.
За последние 8—10 лет  покойный участвовал преимущественно на выставках «Обще­ства художников исторической живописи», один из членов-учредителей которого он состоял «Mиpa Искусства» и «Московского союза русских художников». Последними картинами его можно назвать: «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать», «Чаепитие», «В деревне» и «Кн. Ухтомский в битве с татарами бил поганых, скачучи по судам, ослопом» (пожертвована незадолго перед кончиной в пользу раненых воинов), «Де­вушки XVII в.» (только что отправлена на вы­ставку в Дюссельдорф и несколько эскизов «Страшного суда и рая», предназначенных для вновь строящегося православного собора въ г. Варшаве, куда он тоже был приглашен работать.
Из приведённого перечня весьма разнородных по содержанию картин видно, что умерший художник живописал главным образом русскую жизнь, русскую историю. До конца дней своих он остался верен рус­скому народу, из которого вышел.
Западная Европа не прельщала его. Первый раз он попал заграницу только год тому назад, и то в силу подкравшейся к нему болезни. Направляясь в теплые края, он посетил попутно некоторые европейские картинные галереи и выставки, но они не произвели на него сильного впечатления, за­рождая лишь нетерпеливое желание скорее одолеть тяжкий недуг, вернуться в Россию и снова взять в руки кисть. Но  недолго приш­лось ему держать ее: выезжая как-то к Великому посту в Петербург, из деревни (Новгородской  губернии), где он жил уже несколько лет, для осмотра весенних художественных выставок, он простудился, слег и уже больше не вставал. Болезнь (чахотка) застигла А. II. Рябушкина в возрасте еще полном сил: ему было всего лишь за сорок лет. Как человек, он отличался всегда большой скром­ностью, задумчивостью, но производил на всех очень приятное впечатление, располагающее в его пользу и влекущее к нему.
Да сохранится память о нем как о даровитом чисто русском художнике, унесшем, быть может, с собой в могилу много еще недосказанных оригинальных идей, которым не суждено было воплотиться в живые образы!   («Мир искусства», 1904 г.)

Здесь вы можете прослушать запись лекции о жизни и творчестве знаменитого художника:

Оставьте комментарий