Путешествие историка Павла Обнорского (Польша) в глубинные тайники древней славянской культуры

Карпатские  мольфары – прорицатели  и стражи добра.
Часть  первая: «Тайны Карпатских гор»

В Карпатах можно увидеть не только прекрасные пейзажи, но и познакомиться с незаурядными личностями – мольфарами. С давних времен всем жителям Карпат известно, по которой в горах сих живут люди, которые получили от Самого Бога, в Троице Святой Единого, дар видеть и чувствовать Вселенную по-особенному. Такие люди поддерживают законы природы, учатся владеть совершенными знаниями о человеке, общаться с душами умерших, исцелять даже от самых тяжелых болезней, предсказывать будущие и роковые события. Кроме всех этих умений, они могли управлять природными стихиями, наделять предметы и вещи магическими свойствами.


Народ называл таких людей по-разному: ведунами, колдунами, прорицателями, волшебниками, кудесниками, целителями, видьмарами, примивниками, инопланетянами и мольфарами. Так, мольфарами в Карпатах называют тех, кто за своими необычными, сверхъестественными способностями значительно превосходит обычных знахарей, которые тоже работают в Карпатах и помогают людям.
Мольфаров делят на два типа — черные и белые. Белые преследуют исключительно благие цели, помогают человеку в борьбе со злыми силами, лечат болезни, способствуют в хозяйстве. Они могут одарить человека незаурядной мощью, поднять ее высоко среди людей, наделяют богатствами и мудростью. Светлые мольфары  стоят на страже добра, гармонизируют как природу, так и человека, вмешиваясь в них с Божьего разрешения. черные же наоборот — служат злому началу, разрушают биополе человека, а значит и ее саму, приводят поделку, имеют способность препятствовать в делах, руководствуясь материальными намерениями. К ним обращаются нищие душой люди, которые стремятся любой ценой получить желаемое.  А между тем карпатские кудесники хорошо разбираются в законах Вселенной и, используя эти знания, могут в корне менять судьбы людей и целых общин, творить невиданные чудеса, покорять себе   даже будто бы незыблемые законы физики.
Вера и сила мысли у мольфара настолько велики и сильны, что стоит ему даже просто подумать, загадать — и все обязательно получится, произойдет. Настоящим мольфаром надо родиться, получить свою магическую силу через родовую кровь, ДНК, но этого ремесла можно и научиться. А поэтому мольфары бывают как обученные, так и урожденные.
Раньше каждый мольфар заводил себе слуг (учеников) и учил своей науке, после чего на свет появлялись новые поколения целителей, прорицателей, травников, ведь каждый из них во время обучения определял свой стиль работы, к чему имел величайший талант. И сильнейшими из них всегда были родовые — те, в чьих жилах текла священная мольфарская кровь (её можно сравнить только с царской кровью священных династий мира). Сила мольфара растет, развивается на протяжении всей жизни, и он не может умереть, пока не передаст ее другому человеку, который сможет ею распорядиться. Считается, что для получения этой силы необходимо во время смерти мольфара ухватиться за мизинец его правой руки.
Мольфары не только хорошо разбираются в природе, но и умеют разговаривать с духами умерших, читать мысли, предугадывать, то есть предсказывать будущее, видеть прошлое как людей, так и всего мира, помогая людям в их жизненных проблемах. Их основное назначение — служить Господу Нашему Иисусу Христу, высшим силам, людям, освобождать их из тенет зла. Когда-то мольфары жили в горах, потому что их преследовали, боялись, и только там они могли быть наедине с собой и природой. Однако людям со сверх-способностями подчиняются и большие города. Для мольфара нет ничего невозможного. Свой дар и силу он может использовать в любом месте, где она необходима, потому что в первую очередь имеет высокие духовные качества.


Сегодня утверждают, что мольфаров уже нет, и уверяем вас — это не так. Они как были к нам, так и будут в будущем, потому что их рожает сама Серебряная земля Карпат. Заботясь о своих детях, сама Природа, по повелению Божьему, рождает людей с разного рода невероятными способностями, чтобы они помогали исцелять душу и тело себе подобным.
Мольфары селились преимущественно на окраинах сел, где-то высоко в горах, чтобы к ним было трудно подступиться. Чтобы увидеть мольфара или обратиться за его помощью, необходимо было преодолеть большие дистанции, переходить бурные реки Тису, Черемош, или Прут, идти камнями и горными тропами вверх. Почему-то многие историки и этнографы описывают мольфаров как отшельников. На самом деле это не совсем так. Мольфары жили в семьях, не сторонились обычного люда и помогали им в решении бытовых и семейных проблем.
В Карпатах знают, что горцы-мольфары боролись против демонов, темных сил, которые поселяли в сердце измену, горе, сомнения и злость. Их считали охранниками, победителями над темными духами. Среди мольфаров встречались и молодые кудесники, и в летах. У каждого мольфара был кот, чаще черного цвета. Кот для мольфара выступал проводником космической энергии, оберегом дома и проводником параллельного мира. Поэтому присутствие кота на их обрядах во многих случаях является необходимым — это гарантирует успешность ритуала. Но, упаси боже бить, или издеваться над котом! За это человека ждала неминуемая кара.

Кстати, коты очень хорошо чувствуют биополе человека, ее энергетику, намерения. Эти существа всегда защищают хозяина от напастей.
Слово “мольфар” наиболее прижилось среди гуцулов, жителей юго-восточной части украинских Карпат, покрылось легендами и стало ассоциироваться с карпатскими кудесниками. Впервые в Украине заговорили о мольфарах после выхода повести Михаила Коцюбинского “Тени забытых предков” в 1911 году, которая сразу стала культовой, еще позже — спустя полвека, после одноименной экранизации произведения грузинским режиссером Сергеем Параджановым.
Откуда же взялось само слово  «мольфар»? Впервые этот вопрос поднял украинский лингвист Бронислав Кобылянский, предложив свое объяснение: „Древнерусское корневое образование МЪЛ (мълва, мълвити) + суффикс  –аръ = МОЛВАР, тот, что колдует словом, молится, заказывает”. Со временем, в результате различных фонетических изменений звук «в» мог перейти в «ф», вроде: Теодор > Федор. Такая этимология, на наш взгляд, является наиболее правдоподобной, так как каждый мольфар совершенстве владел словом, лечил им.
Но в настоящее время как только не называют мольфаров: гадальщики, прорицатели, целители, колдуны, волшебники, планетники… Однако наиболее общеупотребительным является название «мольфар». Впервые широко известно стало о мольфарах в Украине появилась после опубликования повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» в 1911 году. А через пол века после экранизации произведения режиссером Сергеем Параджановым, они приобрели мировую славу.
Мольфары селились преимущественно в высокогорьях Карпат, где их никто не знал и не видел. Всем, кто хотел посетить мольфара, необходимо было преодолеть немалую дистанцию. Путники преодолевали бурные потоки горных рек, блуждали чащами леса ограбления, поднимались по каменистым тропам, лишь бы пообщаться с волшебником. Каждый, кто выдерживал такие испытания, был достойным того, чтобы кудесник выслушал его и дал достойный совет. И сейчас мольфары не пускают свои адреса и телефоны в инет или газеты. Но в Закарпатье знают, как к ним обратиться. Если не первый, то пятый закарпатец, точно подскажет, как выйти на мольфара, или знахаря. Иногда священники посылают к мольфарам и знахарям, а иногда и врачи. Мольфарство — это большое искусство, требующее чрезвычайной ответственности. Без этих волшебников, мир потеряет смысл. Основное могущество карпатского мольфара заключается в его словах и пении. Мольфар способен творить как добро, так и зло. Каждый мольфар имеет свой неповторимый, так сказать, «стиль работы».При этом мольфар должна быть глубоко духовной личностью, поскольку он имеет дело с Богом и высшими силами. В случае, когда мольфар нарушает законы природы, его магические возможности могут неожиданно исчезнуть.
С давнейших времен в Карпатах живут люди, обладающие сверхъестественными способностями. Они «читают» звезды, повелевают бурями и громами:  «завязывают” и «развязывают» дождь, разгоняют тучи, вызывают оползни в горах; заклинают змей. Могут предсказывать будущее и открывать прошлое, исцеляют тяжелобольных, избавляют от родовых проклятий и прочего оккультного негатива. Им достаточно вонзить градового ножа в дерево, как из него потечет молоко. А один из их главных атрибутов-железный топор, бартка. Раз в год они идут в никому неизвестные пещеры, чтобы там, не видя Солнца, провести в позе зародыша двенадцать дней и двенадцать ночей, очиститься и возродиться такими, какими они желают…
Селились карпатские волшебники преимущественно на окраинах сел, в высокогорье, где их никто не знал и не видел. Приходилось преодолевать немалые дистанции, чтобы добраться до отшельника. Отчаянные преодолевали бурные потоки Тисы, Прута или Черемоша, переходили полуразрушенными подвесными мостами-кладками, бродили гущами леса, поднимались безлюдными каменистыми тропами, и тогда, на самой почве, покрытом густым туманом, являлась путешественнику дом мольфара…
Каждый, кто прошел такое путешествие, уже был достойным, уже заслужил, чтобы почтенный старец выслушал его, дал достойный совет.


Искусство карпатских мольфаров – это ведовство, направленное на созидание добра, на помощь в жизни, на излечение от болезней, на избавление от негативной энергии.  Неважно, что думают мольфары о алкоголизме, важно лишь то, как и насколько эффективно они избавляют людей от алкогольной зависимости. Обычно для этого народные целители используют такие методы:
— заговоры и молитвы;
— отвары и настои на основе лекарственных трав;
— настойки на насекомых, плодах и грибах.
Многие бабушки, которые лечат от алкоголизма, используют различные молитвы и заговоры. Они помогают не только вылечить тело, но и исцелить душу больного человека. Очень часто они утверждают, что причина пьянства кроется в сглазе или порче, поэтому после их снятия человек сможет избавиться от пагубной страсти. Нередко целители используют различные заговоры и ритуалы, которые по их мнению имеют определенное влияние на подсознание человека, заставляя его отказаться от спиртного или вырабатывая у него отвращение к алкоголю. По сути, это тот же гипноз. И если человек хорошо поддается внушению, то после таких ритуалов он действительно может выздороветь.
И еще одним мольфарским методом лечения является музыка. А точнее — игра на дрымбе, старинном гуцульском инструменте. Играют на нем с помощью губ, зубов, языка и дыхания одновременно. А само звучание напоминает буддийские мантры. Кстати, в Тибете существует аналог дрымбы. В Карпатах же дрымба известна с незапамятных времен. Звуками дрымбы, можно излечить болезнь, эти звуки пробуждают энергию дерева, камня, металла, они дают мольфару особую силу, тем более что и дрымбы делает он сам. С помощью этих звуков можно очаровать любимого человека, привлечь дикого зверя, врага превратить в друга.
Вообще, в мольфарской традиции многие обряды, ритуалы и священные предметы связаны с громом, грозой, молнией. В карпатских мольфаров есть универсальное слово — «Громовица». Это и название самой грозы, и дерево, пораженное молнией (из него делают лучшие музыкальные инструменты, а щепки такого дерева мольфары используют для окуривания людей, страдающих нервными расстройствами).


«Громовица» это и священный предмет, изготовленный из такого «громового дерева с помощью него мольфар лишает злых колдунов и ведьм силы. Особое значение в традиции Карпат имеют «громовые камни», упавшие во время грозы с неба, а также «камни-молнии» округлые черные камешки неизвестного происхождения. Их находят обычно возле деревьев, пораженных молнией, и мольфары утверждают, что это ядра шаровых молний. Во всяком случае, ни на одну минеральную породу, известную в Карпатах, они не похожи. Мольфар использует эти камни при исполнении особых обрядов.
Но времена накладывают свой отпечаток. Порою мольфары спускаются с гор и приходят в города и веси. Так, в западных областях Украины, деревенские знахарки принимают на городских квартирах, там же снимают порчу, и периодически посещают православные и греко-католические монастыри, где вместе с продивнутыми и проверенными монахами производят свои обряды.
В Закарпатье существует давние соработничество мольфаров, знахарей и православного духовенства, иногда можно встретить знахаря и священника в одном лице. Существует даже теологическое объяснение, почему надо параллельно посещать храм и квартиру знахаря: «Это в Москве глупые, безблагодатные попы-крохоборы Бога «присвоили», а люди к ним с порчей годами ходят, где они говорят, что автоматом снимет, а не выходит, силы в них нет, и брешут много, вот их деятельности только анестезия, хоть и душе польза, а проблема (порча, родовое проклятье, венец безбрачия, сглаз, неснятый приврот) остается, вылечит знахарь, защиту поставит, и тогда и в храм легче ходит будет» (пояснение карпатской знахарки семинаристу). И если бы церковные таинства, по словам одного закарпатского архимандрита, автоматически все бы снимали, не нужна бы была помощь в виде дополнительных молитв, или действий. Но и мольфар, и знахарь при первой встрече говорят, если от Бога, то я бессилен, а если от злых людей, то помогу. И помогают. Но потом, после завершения лечения, говорят, что надо регулярно пить святую воду и посещать храм, приступать к причастию и регулярно читать специальную молитву Христу, молиться святым.


Мольфаром может стать далеко не каждый. Как правило, древние знания передаются из поколения в поколение по мужской линии, хотя встречаются и женщины-мольфарки.
Перед смертью мольфар, или знахарь, обязан передавать свою силу наследнику, иначе его смерть превращается в настоящий ад.
Мольфарство — дело  чрезвычайной ответственности, в первую очередь, перед собой, перед Богом и потомками, перед своим родом. Если человек не способен отвечать за свои поступки и слова, не способна выстоять перед жизненными трудностями и неурядицами, удерживая свет и Божеское добро — этот путь не для него. Мольфар — тот, что получил знания от Творца мира, Христа, Высших Сил, и их не купишь, и не продашь за любые деньги. Мольфар не кичится своим делом, и тем более не делает из него прибыли, а несет его как нелегкий приговор судьбы — служения людям и Иисусу Христу во имя справедливости и торжества добра. Дар мольфара не дает ему права жить для своего удовольствия, обогащение. Но и не дает права обособиться, замкнуться от мира и людей, нуждающихся в помощи.  Мольфар — это призвание — защищать мир и людей в нем. Правдивый мольфар — глубоко духовный и сильный телом и духом человек, который дает понять одну простую и важную Истину: «Свято чти свой род, свою культуру, живи в ладу с Природой и самим собой, поступай по совести, а если ищешь Высшего Знания — познай себя…».


часть вторая


© Павел Обнорский.  Письменное разрешение на перепечатку  данного материала обязательно.


 

Оставьте комментарий