Игорь Стравинский и вилла Дамбартон Оукс в Вашингтоне: встреча художественных миров

Любителям и знатокам творчества И. Ф. Стравинского хорошо известен его поздний инструментальный концерт, носящий название «Дамбартон Оукс». За этим произведением стоит большая история творческих взаимоотношений между композитором, меценатами, крупнейшим американским университетом и садовым искусством.
Основание имения, расположенного на холмистой окраине города Вашингтона, относится к XVIII столетию, однако оно стала средоточием художественных ценностей с 1920 года. В это время участок со старинным домом и очень разнообразным рельефом местности приобретают супруги Роберт и Милдред Блисс, меценаты и коллекционеры. Роберт Вудс Блисс (1875-1962) после окончания Принстонского университета сделал международную дипломатическую карьеру (в 1904-07 годах он был одним из секретарей посольства США в Петербурге), во время Первой Мировой войны работал в Париже, впоследствии был послом в Швеции и Аргентине. Хотя в период Второй Мировой войны Роберт Блисс был уже в отставке, он принимал деятельное участие в организации политических переговоров. Важнейшие международные встречи, в которых принимали участие делегации США, СССР (во главе с послом А. А. Громыко), Великобритании и Китая, прошли в его доме в Дамбартон Оукс в августе — октябре 1944 года. Эти переговоры, известные как «Конференция Дамбартон Оукс», положили начало Организации Объединенных Наций.
Милдред Барнс Блисс (1879-1969) с раннего возраста проявляла большой интерес к искусству. В парижский период супруги стали коллекционировать предметы византийского искусства и произведения доколумбовых цивилизаций. Они легли в основу музея, который впоследствии был открыт в Дамбартон Оукс. В 1936 году в Париже Блиссы познакомились со Стравинским, которому в следующем году был заказан концерт к тридцатилетию их свадьбы. 8 мая 1938 года в Музыкальном зале главного дома Дамбартон Оукс состоялась премьера концерта под управлением Нади Буланже. Первоначальное название произведения, написанное композитором на партитуре, было «Dumbarton Oaks 8 — 5 — 38».
Сразу после приобретения поместья Милдред Блисс начала работу по созданию сада, который должен был стать произведением искусства. Проект был выполнен Беатрикс Фэрренд (1872-1959), выдающимся американским ландшафтным архитектором и садоводом. Фэрренд работала в эпоху, когда ландшафтное искусство только начинало обретать профессиональные рамки. Характерный для этого времени пример представляет биография ее родственницы Эдит Уортон — уже будучи известной писательницей, она сама спроектировала свой загородный дом и сад (Маунт в штате Массачусетс). Впоследствии Фэрранд писала, что творчество Уортон было для нее «побудительным примером на протяжении сорока лет». Она училась у ботаника Чарльза Сарджента, преподавателя Гарвардского университета, получила знания по планировке местности в Колумбийском Горном институте, во время пребывания в Англии встречалась с Уильямом Робинсоном, автором книги «Дикий сад» (1875). Фэрранд стремилась распространить культуру планировки и оформления сада на большие территории, превратить садовое искусство в ландшафное. Когда в 1899 году возникло Американское Общество ландшафтных архитекторов, она стала одним из его основателей.
Фэрранд систематически применяла в своих работах элементы «дикого сада» и свободную планировку цветников. В небольших садах она создавала злаковые и цветовые дернины вместо привычных парадных партеров. Много внимания она уделяла проектированию малых форм — беседок, скамей, и в особенности дорожек. Планировка большинства садов основана на системе простых аллей, дополненных изгибами газонов и цветочных куртин. Постоянными элементами ее работ становятся узорное каменное мощение, ряды невысоких ступеней, перголы и памятные надписи на стенах. В 1910-е годы Фэрранд создала небольшой регулярный сад с цветниками, прямоугольным бассейном и портиками в парке Белого дома.
Фэрранд входила в круг творческой элиты своего времени — среди ее друзей были писатель  и коллекционер Эбби Рокфеллер. Для последнего она создала парк в «корейском» стиле (Эйри, штат Мэн), в котором размещались каменные статуи из Кореи. С 1910-х годов она занималась планировкой университетских территорий в Принстоне, Йеле, Чикаго, Гарварде. Весь этот опыт был использован при создании сада и парка в Дамбартон Оукс. Работа началась в 1920 году, однако замысел развивался, и ансамбль был завершен только через двадцать лет. Основу пространственного решения составили регулярные террасы на трех уровнях, окруженные пейзажными лужайками и цветниками.
В 1933 году посетительница сада описывал его первоначальные формы: «Из окон столовой и библиотеки на южной стороне дома видны широкие просторы лугов, пересеченные дорогой, ведущей от улицы. Северный фасад …смотрит на северный двор, окруженный флигелями с гостиной и музыкальным залом, отсюда берет начало северная видовая ось. Три прямоугольных лужайки, расположенных на трех уровнях, постепенно сужаются и приводят к видовой точке над обрывом, откуда видны лишь небо и деревья на дальних холмах». Усложняясь, сад приобрел черты разных исторических стилей — круглая площадка с фонтаном близка к формам ренессансных садов, партер, вымощенный галькой и украшенный фигурными водометами, напоминает о барокко, перголы и павильоны создают спокойное, созерцательное настроение. После того, как проект Фэрранд был осуществлен, Милдред Блисс пригласила для дополнительных работ ее помощницу Рут Хейви, которая продолжала дополнять сад малыми формами до 1968 года (тогда и появилась галечная площадь с гербом Блиссов — изображением снопа и латинской надписью «Quod Severis Metes», «Что посеешь, то пожнешь»).
Огромную значение для восприятия сада имеет богатая природа этого места. Здесь сохранились старинные дубы и огромные платаны, от солнечного пригорка дорожки ведут в тенистые низины, каменные и кирпичные дорожки, ступени, пороги подчеркивают пышность цветников и древесных куп. На стенах террас помещено множество надписей, одна из которых, на латыни, создана в 1960-е годы и посвящена Беатрикс Фэрранд: «Пусть благосклонные звезды сон стерегут под кронами пышными Дамбартон Оукс. Посвящено дружбе Беатрикс Фэрранд и череде поколений искателей истины Милдред и Робертом Вудс Блисс». Нижняя часть парка вдоль ручья была оформлена как пейзажный лесопарк с простыми дорожками и мостиками. Сад и парк в Дамбартон Оукс стали самой значительной и одной из немногих сохранившихся работ Фэрранд, к тому же расположенной в столичном городе.
Начиная с 1936 года владельцы Дамбартон Оукс стали готовить усадьбу, ее сад и коллекции к превращению в общественное достояние. Вначале был составлен каталог растений сада, затем созданы три секции научной библиотеки. Помимо истории византийской и доколумбовых цивилизаций, третьим направлением стала история ландшафтного искусства. В основу этого собрания легла большая коллекция старинных книг о садах, собранная Милдред Блисс. В 1941 году усадьба передана в собственность Гарвардского университета. Впоследствии здания были реконструированы, главный дом превращен в музей, служебные корпуса — в научную библиотеку. Именно библиотека по ландшафтному искусству Дамбартон Оукс сейчас является наиболее полной в мире. С ней может соперничать только библиотека Хантингтон в Калифорнии, основанная Максом Фэррандом, супругом Беатрикс Фэрранд.
Связь Игоря Федровича Стравинского с усадьбой Дамбартон Оукс не закончилась написанием одноименного концерта. Он не смог присутствовать на его премьере, однако дирижировал здесь своим произведением в 1947 и 1958 годах. А 24 ноября 1954 года состоялась премьера его Септета, имеющего уникальное посвящение — «Библиотеке и Собраниям Дамбартон Оукс». Память о Стравинском тщательно сохраняется — в Музыкальном зале проводятся экскурсии, есть экспозиция, материалы на официальном сайте. Нижний парк теперь отделен от сада и является прогулочной территорией, музей и сад открыты для публики. В 2017 году проведена реставрация водной системы сада, он находится в прекрасном состоянии и напоминает о встрече искусств, которая состоялась в Дамбартон Оукс.

© Борис Соколов, доктор искусствоведения, профессор РГГУ.
Статья опубликована: «Стравинский жив!» Сборник статей / ред.-сост. Е. Д. Кривицкая. — М.: КОМПОЗИТОР, 2019.
Письменное разрешение на перепечатку  данного материала обязательно.

Оставьте комментарий