Бахрушинский музей: открытие персональной выставки Бориса Мессерера «Меж домом графа Аракчеева и домом Дельвига, барона. Санкт-Петербург. Белые ночи. Пейзажи»
«…приехал человек из Москвы и открыл такой город, который смотрится как сцена – мировая сцена для некого спектакля». (Андрей Арьев)
С 15 ноября по 13 декабря 2019 года в филиале Бахрушинского музея — Доме-музее А.Н. Островского проходит персональная выставка известного театрального художника Бориса Мессерера.
Выставка произведений автора представляет 48 работ, выполненных в различных техниках: акварель, живопись, графика, перо, фломастеры. Своей главной героине художник остается верен на протяжении всего творчества – это ритм течения реки Мойка, ее линии набережных, изгибы мостов, каменный пояс зданий по берегам. Все это олицетворяет Петербург с его особым ритмом, сменами настроения, неожиданными ракурсами.
Посетители выставки станут свидетелями тех изобразительных интерпретаций городского ландшафта Ленинграда-Петербурга, которые создавались художником, начиная с первых акварелей в 1955 году. «Страсти Мессерера» по художественному выражению Санкт-Петербурга и его самых знаменитых кварталов продолжились осознанным рисованием в 60-70-е годы и вылились в петербургские пейзажи с бесконечным поиском видовых точек, разных ракурсов и горизонтов. Затем графический период сменился живописным, и продолжается по сегодняшний день – это работы на холстах, в том числе большого размера, при которых очень видна динамика рисунка, его сотворение. Кроме того, в своем творчестве мастер обращался и к другим темам – делал посвящения великим поэтам, жившим или бывавшим в Петербурге. Эти работы выполнены на основе ранних пейзажей, а портреты поэтов писались позже, в 2010-2015 годах.
В искусстве Бориса Мессерера соседствуют лирика и камерность, строгий артистизм и эмоциональная сдержанность, корректность формы и пластика высказывания. Композиции безупречно выстраиваются в панорамной перспективе, дающей бесконечность движения зрительскому взгляду. Здесь нет незначимых деталей, а изобразительная плотность, цветовая насыщенность, крепкий рисунок позволяют художнику прикоснуться к вечности бытия, заставляют вновь и вновь переживать странную, «умышленную» и неповторимую красоту Петербурга, где рифмы чеканя шаг, в вечно повторяющемся беге, плывут по старым гранитным плитам города.
Борис Мессерер – театральный художник, сценограф, педагог, Народный художник РФ, академик РАХ. Выпускник Московского архитектурного института, ученик А.А. Дейнеки и А.В. Фонвизина.
Работал с театром «Современник», Государственным академическим Большим театром, Московским художественным академическим театром. Автор сценографии более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, таких как «Кармен-сюита», «Пиковая дама», «Третье желание». Персональные выставки художника проходят с 1983 года в Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси. Место проведения: Дом-музей А.Н. Островского/Театральная галерея на Малой Ордынке (г. Москва, ул. Малая Ордынка, д. 9. ст. м. Третьяковская)