Сообщение Ирины Вагановой «Константин Некрасов — путешественник и коллекционер»

Константин Федорович Некрасов,
племянник поэта
Н.А. Некрасова, был личностью незаурядной. Оставив поприще неудачного политика, он  полностью переключился на издательскую и музейную деятельность


В 1911 году Константин Фёдорович основал «Книгоиздательство К. Ф. Некрасова». С издательством сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый, А. Толстой, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, М. Кузмин, В. Ходасевич, Б. Зайцев и другое.
В 1914 году вместе с московским искусствоведом  П. Муратовым выпустил 6 номеров литературно-художественного журнала «София», посвящённых исследованию древнерусского искусства и сопоставлению его с европейским. В журнале сотрудничали Н. Бердяев, М. Гершензон, В. Ходасевич, Б. Зайцев, И. Грабарь, А. Бенуа и другие. Издание прекращено в связи с призывом на фронт многих сотрудников, в том числе и редактора П. Муратова.
Путешествовал по России, Европе, Ирану. Был членом (некоторое время и председателем) общества «Молодая жизнь», заботившегося о здоровье детей из малоимущих семей. Учредитель Общества охраны памятников старины в Ярославле.
В 1911 – 1913 годах в русском обществе вспыхнул интерес к иконе, и Некрасов решает создать музей древнерусского искусства в Ярославле.  Он обращается за советом к известному искусствоведу, автору своего издательства Павлу Муратову.
Создать музей не получилось, хотя Некрасов и собрал достойную коллекцию, в которой были редкие новгородские иконы. Как свидетельствуют архивные данные, коллекция икон погибла во время белогвардейского восстания в Ярославле в июле 1918 года.

Ирина Ваганова — автор книги «Неоконченный роман в письмах. Книгоиздательство К. Ф. Некрасова в Ярославле, 1911 – 1916 годы»

Примерно в это же время Некрасов начинает проявлять заметный интерес к искусству Востока, особенно Персии. В апреле 1914 года они вместе с женой Софьей Леонидовной Щерба отправляются в Тегеран. Посетили Исфаган, город на берегу реки Заянде, в 340 километрах к югу от Тегерана, и Рей – один из старейших городов Ирана, привлекающих археологов со всего света.
Именно тогда Константин Некрасов начал формировать свою персидскую – рейскую – коллекцию фаянсов XII – XIV веков, которая в 1918 году была приобретена для музея Ars Asiatica, правопреемником которого и стал Государственный музей Востока. Осматривала коллекцию комиссия, которую возглавлял Игорь Грабарь. А в октябре 1918 года коллекция восточного искусства К.Ф. Некрасова была уже куплена для музея за 50 тысяч рублей. Это более 100 предметов посуды и изразцов, их фрагментов, это персидские рукописи и миниатюры XVII – XIX веков. Также есть японские гравюры, индийские и турецкие вещи, которые носят скорее всего случайный характер. Всего в коллекции 328 единиц, и сегодня она является гордостью музея Востока.
О путешествиях Константина Некрасова рассказывает исследователь его творчества Ирина Ваганова: