….богатые заказчицы пеняли знаменитому художнику Валентину Серову на его бесконечные и утомительнные сеансы позирования, которые исчислялись десятками. Не каждый мог это выдержать – случались и конфликты.
Но, зная крутой нрав Мастера, заказчицы, смиряясь со своей «участью», тихо приговаривали: смотрите, Валентин Александрович, вы нас мучаете, а князь Паоло Трубецкой за считанные сеансы создает истинные шедевры….
Паоло (Павел Петрович) Трубецкой появился на свет в 1866 году в Италии и как самобытный скульптор сформировался, учась и работая в Милане под руководством Донато Баркалья и Эрнесто Баццаро. В мир русского искусства он вошел уже сложившимся мастером, обладающим собственным неповторимым пластическим языком, характерной импрессионистической манерой и самобытностью художественного видения, которые во многом определили развитие скульптуры Серебряного века.
Одна из работ Паоло Трубецкого сегодня представлена в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи в Тверском императорском дворце. Скульптурный портрет внука императора Александра II Великого князя Андрея Владимировича (1879-1956), выполненный из бронзы в излюбленном жанре Трубецкого «portrait-statuette» — свидетельство востребованности творчества мастера не только в кругах европейской и американской творческой интеллигенции, но в среде высшей русской аристократии. Будучи очень требовательным к качеству отливов своих произведений из бронзы, Паоло Трубецкой лично контролировал процесс перевода каждой работы в металл. Во избежание тиражирования неавторских повторений скульптор предпочитал использовать метод отливки «а cire perdue» (метод утраченного воска), который к тому же обеспечивал воспроизведение всех нюансов модели с абсолютной точностью.
Известно несколько авторских повторений портрета великого князя. Матильда Кшесинская – супруга Андрея Владимировича в своих мемуарах вспоминает, что уже в эмиграции в парижском ателье Паоло Трубецкого, она видела «удачную маленькую статуэтку Андрея, которого он лепил еще в России в 1910 году». Можно предположить это была скульптура из тонированного гипса, которая после кончины мастера в 1938 году в числе других произведений была отправлена из Парижа в итальянскую Палланцу и ныне хранится в гипсотеке Трубецкого в Музее пейзажа в Вербании. На лицевой стороне основания бронзового экземпляра портрета из Тверского художественного собрания стоит подпись «Paul Troubetzkoy» с цифрой «2», что вероятно означает порядковый номер отливки.
© автор: Шувалова Мария Владимировна, учёный секретарь Тверской областной картинной галереи.
Присоединиться к нам на Facebook или Instagram