Илария Булгакова. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825)
В 1975 году исполняется 150-летие смерти знаменитого русского церковного композитора Димитрия Степановича Бортнянского. Родился он на Украине, в. г. Глухове. Черниговской губернии. Обладал замечательными музыкальными способностями и прекрасным голосом. Еще ребенком был привезен в Петербург и определен в Придворную Певческую Капеллу. Занимался под руководством итальянского композитора Галуппи, работавшего при русском дворе.
В 1768 году Бортнянский был послан заграницу для усовершенствования в теории композиции. Свои занятия продолжал в Венеции у Галуппи, затем, по совету своего профессора, ездил в Болонию, Рим, Неаполь. Вернулся в Россию через 10 лет, в 1779 году, на 28 году жизни. Его произведения произвели в России сенсацию. В царствование императора Павла он был назначен в 1798 году директором Придворной Певческой Капеллы, проявив себя великолепным организатором. Под его управлением Капелла стала крупным центром хоровой культуры (позднее в ней работали: Михаил Глинка, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков и др).
Бортнянский энергично противодействовал проникновению в церковное певческое искусство неудачных в художественном отношении композиций и при его настоянии Святейший Синод издал постановление, чтобы партесное пение исполнялось только по печатным нотам, редактированным Бортнянским.
Но, с другой стороны, Бортнянский, под влиянием господствующей моды, под воздействием итальянской музыки, делал попытку разработать древнецерковные мелодии в духе времени; видоизменяя эти мелодии, удаляясь от их характера и тем самым лишал их своеобразной, присущей им красоты и необыкновенности. На этот недочет указывал и другой церковный композитор Михаил Львов.
Более верного и точного переложения церковных древних напевов придерживался Петр Турчанинов.
Тем не менее в произведениях Бортнянского чувствуется молитвенное настроение; нет особенно эффектных искусственных приемов, развлекающих молящихся; его произведения преисполнены глубоким проникновенным лиризмом,- он создает красивую и насыщенную звучность хорового массива, отсюда видно глубокое знание голосов.
Творчество Бортнянского шло в двух направлениях; так наз. «светское» — заключало в себе оперы, инструментальные произведения (квартеты, квинтеты, сонаты для фортепиано, концертную симфонию и др.), но основная область творчества Бортнянского — это церковное хоровое пение. Он оставил больше ста церковных сочинений: 35 концертов, 8 духовных трио с хором, трехголосную Божественную Литургию, 7 Херувимских, 21 малых духовных произведений, собрание духовных псалмов и других песнопений (собр. сочинений, изд. в 1882 г. под редакцией П И. Чайковского в 10 томах).
В его творчестве получили отражение элементы русского и украинского народного песенного стиля.
«Излюбленная композитором сложная форма хорового концерта выходила из круга канонических церковных песнопений и давала возможность композитору широко и свободно развивать музыкальную мысль. Хоровой стиль Бортнянского отличается стройностью, ясностью и чистотою, тонко пользуясь выразительными средствами человеческого голоса». (Большая Советская Энциклопедия — г. 3, стр. 606).
******
Илария Булгакова. Дмитрий Степанович Бортнянский. Церковный вестник. №10, 1975.
******
Материалы по теме:
Илария Булгакова. Святые наших дней: афонский схимонах Силуан