Илария Булгакова. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 — 1825)

 

В 1975 году исполняется 150-летие смерти знаменитого русского церков­ного композитора Димитрия Степано­вича Бортнянского. Родился он на Украине, в. г. Глухове. Черниговской губернии. Обладал замечательными музыкальными способностями и пре­красным голосом. Еще ребенком был привезен в Петербург и определен в Придворную Певческую Капеллу. За­нимался под руководством итальянско­го композитора Галуппи, работавшего при русском дворе.
В 1768 году Бортнянский был послан заграницу для усовершенствования в теории композиции. Свои занятия про­должал в Венеции у Галуппи, затем, по совету своего профессора, ездил в Болонию, Рим, Неаполь. Вернулся в Россию через 10 лет, в 1779 году, на 28 году жизни. Его произведения про­извели в России сенсацию. В цар­ствование императора Павла он был назначен в 1798 году директором При­дворной Певческой Капеллы, проявив себя великолепным организатором. Под его управлением Капелла стала крупным центром хоровой культуры (позднее в ней работали: Михаил Глин­ка, Милий Балакирев, Николай Рим­ский-Корсаков и др).
Бортнянский энергично противодей­ствовал проникновению в церковное певческое искусство неудачных в ху­дожественном отношении композиций и при его настоянии Святейший Синод издал постановление, чтобы партесное пение исполнялось только по печат­ным нотам, редактированным Бортнян­ским.
Но, с другой стороны, Бортнянский, под влиянием господствующей моды, под воздействием итальянской музыки, делал попытку разработать древнецерковные мелодии в духе времени; видоизменяя эти мелодии, удаляясь от их характера и тем самым лишал их своеобразной, присущей им красоты и необыкновенности. На этот недочет указывал и другой церковный компо­зитор Михаил Львов.
Более верного и точного переложе­ния церковных древних напевов при­держивался Петр Турчанинов.
Тем не менее в произведениях Бортнянского чувствуется молитвенное настроение; нет особенно эффектных искусственных приемов, развлекающих молящихся; его произведения преис­полнены глубоким проникновенным лиризмом,- он создает красивую и на­сыщенную звучность хорового массива, отсюда видно глубокое знание голо­сов.
Творчество Бортнянского шло в двух направлениях; так наз. «светское» — заключало в себе оперы, инстру­ментальные произведения (квартеты, квинтеты, сонаты для фортепиано, кон­цертную симфонию и др.), но ос­новная область творчества Бортнян­ского — это церковное хоровое пе­ние. Он оставил больше ста церков­ных сочинений: 35 концертов, 8 ду­ховных трио с хором, трехголосную Божественную Литургию, 7 Херувим­ских, 21 малых духовных произве­дений, собрание духовных псалмов и других песнопений (собр. сочинений, изд. в 1882 г. под редакцией П И. Чайковского в 10 томах).
В его творчестве получили отраже­ние элементы русского и украинского народного песенного стиля.
«Излюбленная композитором слож­ная форма хорового концерта выхо­дила из круга канонических церков­ных песнопений и давала возможность композитору широко и свободно раз­вивать музыкальную мысль. Хоровой стиль Бортнянского отличается строй­ностью, ясностью и чистотою, тонко пользуясь выразительными средствами человеческого голоса». (Большая Со­ветская Энциклопедия — г. 3, стр. 606).

******

Илария Булгакова. Дмитрий Степанович Бортнянский. Церковный вестник. №10, 1975.

******

Материалы по теме:

Илария Булгакова: Звезды над Святой Горой Грабаркой

Илария Булгакова. Святые наших дней: афонский схимонах Силуан