В День рождения Александра Сергеевича Пушкина предлагаем вам полистать Livre d’artiste (рукотворные книги) известной Русско-Французско-Американской художницы Александры Прегель, созданные по мотивам сказок А. Пушкина в 1946-48 годах в Соединенных Штатах Америки.
Жизнь и творчество Александры Николаевны Прегель (ур. Авксентьевой; 1907-1984) являются неотъемлемой частью не только истории и культуры России и Российского Зарубежья, ее наследие – достояние мировой художественной культуры, подлежащее сохранению и передаче последующим поколениям.
«Русско-Французско-Американская художница» – как верно это определение применительно к уникальному художественному наследию Александры Прегель, весь жизненный путь которой являл собой путь служения: своей Родине – России, с которой ей суждено было расстаться в совсем еще юном возрасте, и воссоединиться с которой художница мечтала всю жизнь; Франции, где прошло профессиональное становление Александры Николаевны как мастера, и где она встретила, разделившее ее жизнь на «до и после» начало Второй мировой войны; США – стране, где Александра Прегель откроется миру через свои необыкновенно реалистичные и глубинно философские художественные произведения.
Александра Николаевна родилась в семье доктора философии Марии Самойловны Тумаркиной (1882-1976) и видного члена партии эсеров, будущего министра внутренних дел Временного правительства Николая Дмитриевича Авксентьева (1878-1943). Брак родителей быстро распался, и Мария Самойловна стала женой известного литератора Михаила Осиповича Цетлина (1882-1945). Личностное становление юной Шурочки (так называли ее в кругу семьи и близких друзей на протяжении всей жизни) происходило в удивительном окружении: в «салоне Цетлиных» как в Москве, так в последующем в Париже и Нью-Йорке, собирались поэты от Вячеслава Иванова до Маяковского, здесь можно было встретить Милюкова и Керенского, Бунина, Бальмонта, Алданова, Шмелева, и многих других.
После Октябрьских событий 1917 г., как и многие вынужденные стать изгнанниками лучшие представители российской интеллигенции, Цетлины покинули Россию и обосновались в Париже. Именно здесь — культурном центре Европы того времени — необычайно одаренная девочка начинает постигать секреты художественного мастерства под руководством выдающихся наставников: первыми ее учителями стали близкие друзья Цетлиных — Наталья Гончарова и Михаил Ларионов.
«С детства была ученицей Натальи Сергеевны Гончаровой и в течении многих лет работала под
ее руководством»
— так сама Александра Николаевна определяла вклад великой художницы, неизменно находившейся рядом с ней на всех этапах творческого пути. Однако не только любимой ученицей стала для блистательной Гончаровой Александра Прегель — это были отношения, пронесенные через всю жизнь, пронизанные «отеческой» заботой и поистине «дочерней» благодарностью.
Здесь же, в столице Франции, семнадцатилетняя Александра приобщается к искусству выдающихся художников Российского Зарубежья Александра Яковлева и Василия Шухаева — в 1924 г. она занимается в созданной ими Художественной студии. Параллельно с этим процесс активного профессионального формирования начинающей художницы связан с учебой в Высшей национальной школе декоративного искусства в Париже (L’Ecole Nationale Supérieure des Arts Décoratifs), которую она оканчивает в 1929 году. Александра Николаевна активно и успешно работает, и ее картины вскоре становятся неотъемлемой частью многочисленных выставок.
«Салон Цетлиных» продолжал свою жизнь в Париже, превращаясь в один из культурных центров французской столицы. На творческом вечере поэта Софии Прегель состоялась знакомство Александры с ее будущим мужем Борисом Юльевичем Прегелем (1893-1976) – выдающимся ученым–физиком, меценатом и коллекционером, человеком необыкновенных дарований, увлекавшимся литературой, музыкой, живописью.
Убежденные противники нацизма с началом Второй мировой войны Борис Прегель и его супруга становятся одними из создателей Антифашистского комитета, и их имена, еще до вступления нацистов в Париж, фигурируют в списках гестапо. Прегели вынуждено покидают страну. Это событие разделяет творческую жизнь художницы на «до» и «после», ибо судьба трехсот ее картин, оставленных в парижской квартире, по сей день неизвестна.
Но блистательно талантливая, прекрасно образованная и успешная Александра Николаевна никогда не почивала на лаврах, а всегда оставалась той самой маленькой девочкой Шурочкой, воспринимающей мир чистой, открытой познанию душой. В США, где обосновались Прегели, она начинает свою творческую жизнь в буквальном смысле с чистого листа – как ребенок начинает делать свои первые шаги.
Сдержанная, закрытая для общения и погруженная в себя после пережитого Александра Николаевна открывается миру через свои работы: художница не успела воочию увидеть страшные будни войны, но ее картины, запечатлевшие глубинное, философское видение самой сути мировой трагедии, пронзительно реалистичны и наполнены болью и страданием. Эти произведения a priori не могли иметь коммерческого успеха в стране, не познавшей ужасов Второй мировой на своей территории, и поэтому стали тогда истинным откровением для Америки.
Однако и столь любимая Борисом и Александрой Прегель Франция, с которой им, как и с Россией, волею судьбы суждено было расстаться, навсегда останется не только в их душе — эта любовь на протяжении всей дальнейшей жизни четы Прегель будет воплощаться в конкретных делах. Борис Юльевич и Александра Николаевна и в военные, и в послевоенные годы активно помогали нуждающимся во Франции: принимали участие в обустройстве беженцев из Европы, в последующем финансировали русский дом престарелых под Парижем, оказывали персональную материальную помощь Наталье Гончаровой, Ивану Бунину, Леониду Зурову и многим-многим другим.
Талант Александры Прегель раскрывался все новыми и новыми гранями, обозначая иные горизонты ее творческого пути. Стараясь поддержать любимого мужа, на протяжении нескольких лет, художница будет преподносить ко дню рождения Бориса Юльевича созданные ею маленькие шедевры – рукотворные книги, на страницах которых нашли отражение гениально проиллюстрированные Александрой Николаевной сказки Пушкина, библейские сюжеты, избранные стихи любимого поэта Блока.
Посмотреть рукотворные книги Александры Прегель
***
Любые материалы, размещенные на Сайте, являются объектами авторского права. Для использования материалов требуется письменное
согласие Редакции.
Архив