Здесь, на берегу реки Тихвинки, на протяжении многих веков происходили важные для истории России события. Именно здесь, по преданию, впервые глазам верующих явилась икона, ставшая в последствие одной из главных русских святынь – Тихвинская икона Божьей Матери. И здесь, в начале XVII века, во время Польско-шведской войны 1600-1611 годов, посадские люди дали отпор многочисленной армии шведов. И не только отбили атаки иноземных войск, но и начали освобождение всех новгородских земель от шведских захватчиков. А уже в 40-е годы XX века в Тихвине шли кровопролитные бои за освобождение от гитлеровской армии подступов к Ленинграду, и победа под Тихвиным спасла осажденный Ленинград от полной блокады.
ШЕСТЬ ВЕКОВ ИСТОРИИ
Впервые Тихвин упоминается в летописях в 1383 году в связи с явлением иконы Богородицы. Очень скоро эта икона стала одной из самых почитаемых в России, поклониться ей шли паломники из самых отдаленных уголков страны, в ее честь был освящен Храм Христа спасителя в Москве. В XVI веке по распоряжению великого князя Василия III итальянский архитектор Фрязин и новгородский строитель Дмитрий Сырков возвели для Тихвинской иконы каменный собор по образцу Успенского собора Московского Кремля, и этот храм сохранился до наших дней. Позже сын Василия III, царь Иван IV Грозный, приказал построить на левом берегу реки Тихвинки Успенский мужской монастырь, и с тех пор вся жизнь этих мест связана с иконой богородицы и монастырями, которыми Тихвин окружен со всех сторон – Успенский, Введенский, Антониево-Дымский, Богородицкий.
Первый российский император Петр I не раз приезжал в эти места, и не только для молитв, но и для важного дела: появившийся на берегу Невы Петербург остро нуждался в транспортных связях с центральными районами страны. В первую очередь – с Волгой, от которой шла прямая дорога на юг России и дальше, к Ирану, Турции, Индии. Этого требовали экономические и военные нужды страны. К сожалению, Петр не смог до конца осуществить свой проект, но потребность в этой транспортной артерии была так велика, что все последующие правители России пытались реализовать мечту императора. Открыли Тихвинскую водную систему только в 1811 году при Александре I, с последующими изменениями и дополнениями она функционировала до середины XX века.
Благодаря системе Тихвин превратился в зажиточный купеческий город, край богател и процветал. Судоходство продолжалось до 1956 года, а потом было принято решение о его ликвидации: с постройкой новых железных дорог необходимость в пароходах становилась все меньше. Сейчас многие гидротехнические сооружения этой системы, в том числе, шлюзы, разрушены. Но Тихвинский шлюз и плотину восстановили в 80-е годы прошлого века как музейный экспонат, и теперь это место стало одним из самых популярных у туристов.
После 1917 года жизнь Тихвина и тихвинцев резко изменилась: паломников не стало, монастыри и храмы были закрыты и разграблены, служители церкви, купцы, зажиточные крестьяне – все, кто не успели уехать из России, были расстреляны или сосланы. В годы Великой Отечественной войны здесь шли кровопролитные бои: Тихвин провел в оккупации всего один месяц, его быстро освободили, но город был сильно разрушен.
Главную святыню – икону Тихвинской богородицы – гитлеровские войска забрали с собой сначала в Псков, потом икона через Ригу и Любаву попала в американскую зону оккупации Германии, а в 1950 году – в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Его настоятелем был тогда архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), потом – его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс). По завещанию отца Иоанна, вернуться на Родину икона могла лишь тогда, когда будет восстановлен Успенский монастырь. В 1995 году монастырь передали церкви, а в 2004 – состоялось торжественное возвращение святыни в Тихвин. Теперь икона снова обрела родной дом.
МУЗЕЙ, СОЗДАННЫЙ НАРОДОМ
История создания Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея – настоящая народная драма. Еще в начале XX века, в 1913 году по инициативе местного жителя Исаакия Петровича Мордвинова, выдающегося историка-краеведа, было открыто Тихвинское отделение Новгородского общества любителей древности (тогда Тихвин подчинялся Новгороду). Идея воодушевила тихвинцев: крестьяне, мещане, купцы, дворяне начали собирать предметы искусства и быта, исторические документы. Члены Общества ездили в археологические и этнографические экспедиции по уезду. Мордвинову активно помогал его друг и ученик Владислав Равдоникас (в последствии – известный археолог, член-корреспондент Академии наук СССР), ставший в 1919 году первым директором уже Государственного музея.
В 1941 году, после освобождения Тихвина, оказалось, что музей полностью разорен: часть подготовленных к эвакуации экспонатов немцы увезли с собой (в том числе, и знаменитую икону), часть предметов разобрали по домам сами жители. Из-за границы вернулась только Тихвинская икона, из того, что разобрали жители – два предмета.
Но тихвинцы не сдались: в 1959 году учитель истории Иван Крупейченко и учитель биологии Ольга Земель организовали в школе №1 кружок археологии. Потом сам получил открытый лист и копал вместе с учениками вокруг Тихвина. Практически вся археология музея – 13 тысяч предметов – собрана ими. В 1968 году школьный музей стал государственным. Сейчас в его фондах почти 40 тысяч единиц хранения, это один из крупнейших музеев Ленинградской области. На территории Богородичного Успенского мужского монастыря он занимает три здания.
В музее богатая археологическая коллекция. Здесь можно увидеть предметы середины III тысячелетия до нашей эры, культуры ямочно-гребенчатой керамики, существовавшей в каменном веке в Скандинавии, на русском северо-западе. И более поздние – боевые топоры, наконечники стрел и мечи IX-XII вв., оружие начала XVII в., времен отражения шведской интервенции. Представлена и богатая коллекция вещей крестьянского и городского быта. Директор музея Вера Бондарева и главный хранитель Виктор Зюрин и теперь периодически ездят по району и собирают еще сохранившиеся предметы старины и брошенные архивы.
Есть в музее и своя коллекция икон. К сожалению, в 20-е годы XX века из Тихвина вывезли огромное количество церковных предметов в Москву, Петербург, Новгород, а в 50-е годы Русский музей перевез в свои фонды более 300 икон из монастыря.
— Если бы в Тихвин все это вернуть, наш музей был бы одним из самых богатых в стране, — вздыхает Вера Бондарева. – Хотя мы прекрасно понимаем, что иначе эти сокровища могли вообще погибнуть.
Тем не менее, коллекция музея хранит редкие предметы. По словам Виктора Зюрина, главного хранителя, всего в собрании около 50 икон местных мастеров. Тихвинская икона – особенна, она большая, на ней нередко встречаются надписи. Только на ней можно увидеть на голове и плечах богородицы три креста, а у младенца видна обнаженная пяточка. Была в Тихвине и такая традиция: в семье рождался ребенок – и изображение его святого дописывали на кайму иконы богородицы. А еще на иконах Тихвинских мастеров нередко можно увидеть изображения Святого Христофора с песьей головой – это, по мнению Виктора Зюрина, доказывает, что икону использовали в своих обрядах староверцы. Тихвин исторически был одним из центров старообрядчества.
Громко прозвучал Тихвин и в истории Первой мировой войны. Недавно Вера Бондарева и Виктор Зюрин выпустили монографию об участии в ней знаменитого 431-го Тихвинского пехотного полка. С тех пор в Тихвин приходят письма от потомков тех солдат и офицеров – ведь маленький город на реке Тихвинке связан со всем большим миром.
НА РОДИНЕ ТЭФФИ И САДКО
В Тихвине и его окрестностях проживало немало знаменитых россиян. Сюда, в гости к своему дяде, много лет приезжали сестры Надежда и Мария Лохвицкие. Вся Россия знает Надежду под псевдонимом Тэффи, а Марию – как поэта Миру Лохвицкую. Но, вероятно, самым знаменитым тихвинцем был выдающийся композитор Николай Римский-Корсаков, уроженец этих мест.
Дом семьи Римских-Корсаковых прямо напротив Успенского собора построил в 1801 году дед композитора, Петр Воинович Римский-Корсаков. Здесь в марте 1844 года родился Николай Андреевич. Мальчик получил хорошее домашнее образование. Его мать – Софья Васильевна – учила сына иностранным языкам, рисованию, астрономии и музыке. Николай очень любил церковное пение и русские народные песни, и уже в 11 лет начал сочинять собственную музыку.
В роду Римских-Корсаковых было почти два десятка морских офицеров, шестеро из них дослужились до контр- и вице-адмиральских чинов, и 12-летнего Николая Римского-Корсакова отдали на учебу в Морской кадетский корпус в Петербурге. Здесь, в столице России, началось его страстное увлечение симфонической музыкой, которое переросло в дело всей жизни. Он так глубоко погрузился в мир музыки, что одно время даже хотел бросить морской корпус.
Будущему автору «Садко» было 18 лет, когда отец умер, и семья уехала из Тихвина. После смерти матери тихвинский дом купил друг семьи – Николай Витмар, мемуарист и меценат. Потомки Вимаров оставались в доме, когда в марте 1944 года Сталин подписал распоряжение о создании Дома-музея Римского-Корсакова. Под экспозицию тогда выделили 2 комнаты, в остальной части жили хозяева. В 1946 году в части дома разместили музыкальную школу. Теперь музей занимает все здание.
— Мы — один из самых богатых мемориальных музеев, — рассказывает Элен Бордовская, директор. – В наших фондах хранится 330 подлинных мемориальных предметов, переданных потомками семьи композитора.
В коллекции музея есть настоящая мебель из семьи композитора, игрушки и рисунки маленького Николая – мальчик отлично рисовал, очень любил делать портреты родных. Сейчас дом-музей закрыт на реставрацию и реконструкцию, но часть экспонатов переместилась в соседнее здание – церковь Всех святых, которую тихвинцы называют «полковая». По преданию, именно на этом месте впервые явилась икона богоматери, позже названная Тихвинской. Но первая, деревянная церковь сгорела, и в XIX веке на этом месте возвели каменный храм. А, поскольку поблизости стоял гусарский полк, церковь и прозвали полковой. Теперь здесь располагается концертный зал, где часто звучит и музыка знаменитого тихвинского композитора.
текст: © Наталья Шкуренок, фото автора и музея.
***
Любые материалы, размещенные на Сайте, являются объектами авторского
права. Для использования материалов требуется письменное
согласие Редакции.
***
Архив:
В Музее Ахматовой состоялась встреча с украинским ахматоведом Сергеем Трояновским