В 1962 году исполнилось 100 лет со дня закладки Владимирского Собора  в Киеве, сооруженного в память 900-летия Крещения Руси при святом  князе Владимире. Этот монументальный, величественный храм занимает видное место в истории восточно-христианского церковного искусства — выделяется своей прекрасной архитектурой и замечательной живописью. Художественная роспись Владимирско­го собора послужила образцом и вдохновением для многих поздней­ших православных художников иконописцев.
Одним из наиболее выдающихся художников, участвовавших в росписи Владимирского собора в Киеве, был Виктор Михайлович Васнецов. Он создал свой собственный, оригинальный иконописный стиль, получивший название «васнецовского». Творчество В. М. Ва­снецова положило наиболее сильный отпечаток на всей художествен­ной росписи собора, в выполнении которой участвовали, кроме В. М. Васнецова, такие выдающиеся художники, как Нестеров, Сведомский, Котарбинский и др.

Неизвестный фотограф. Святой преподобный Нестор Летописец. Фотография с оригинала В. Васнецова. 1900-гг.

В 1948 году исполнилось 100 лет со дня рождения В. М. Васне­цова. В связи с этой годовщиной в Праге  был издан его био­графический очерк. Автором этого интересного очерка является сын покойного художника, протоиерей Михаил Васнецов, ныне здравству­ющий настоятель Никольской церкви в Праге. Из этой книги мы заимствуем интересные сведения о жизненном пути и творчестве вы­дающегося художника.
Виктор Михайлович Васнецов был вторым из шести сыновей сельского священника Вятской губернии (ныне Кировская область), о. Михаила Васнецова. Детство будущего художника прошло в де­ревне, в живописной местности, среди богатой и разнообразной при­роды. Его отец был человеком глубоко религиозным, серьезным и вдумчивым; он интересовался науками, особенно астрономией, вы­писывал много книг и журналов, имел свою библиотеку, организовал при церкви школу и всегда внимательно и любовно относился к крестьянам, которые надолго сохранили память о добром батюшке. Под влиянием отца и обстановки своего детства, и В. М. Васнецов на всю жизнь сохранил любовь и уважение к крестьянам и земледель­ческому труду.

Алтарные врата Храма Спаса Нерукотворного в с. Абрамцево

Виктор Михайлович учился сначала в духовном училище, а по­том в духовной семинарии в г. Вятке. Впоследствии он всегда светло вспоминал свою школу и учение в ней. Он говорил, что преподавание в семинарии было поставлено в некоторых отношениях лучше, чем позднее в гимназиях. В Вятской семинарии имелся порядочный фи­зический кабинет, несмотря на то, что это были 1858—1866 годы и се­минария находилась в далекой провинции.
Любовь к рисованию появилась у В. М. Васнецова очень рано. По окончании семинарии он едет в Петербург с целью поступить в Академию Художеств. Здесь вначале он живет в очень тяжелых материальных условиях, зарабатывая главным образом уроками и рисованием. Со временем, когда его талант обращает на себя внимание общественности и критики, материальное положение художника улучшается. После окончания Академии он на свои скромные сбере­жения едет во Францию для изучения  художественных сокровищ.
По возвращении в Петербург Виктор Михайлович женится на де­вушке из вятской купеческой среды: его жена была одной из первых русских женщин, получивших высшее медицинское образование. Художника влечет старина — былинные и сказочные образы. Бытовые сюжеты, которыми он пользовался первоначально в своем творчестве, не удовлетворяют его. В. М. Васнецов переезжает в Мос­кву, которая со своими памятниками старины и укладом жизни бли­же его сердцу.
Дальнейшая жизнь и творчество Виктора Михайловича связаны с кружком мецената Мамонтова, по профессии инженера-строителя. В своем имении Абрамцево, находящемся в 16 километрах от Троице-Сергиевой лавры. Мамонтовы создали настоящий дом-музей народ­ных кустарных работ, в котором собрано было также много произве­дений выдающихся русских художников. В Абрамцево устроен был своего рода дом отдыха для художников и других деятелей искус­ства. Там подолгу гостили художники Репин, Поленов, Антокольский, Врубель и др.
С 1881 года В. М. Васнецов с семьей каждое лето про­водили в Абрамцево, где ему был отведет отдельный домик с мастер­ской. Здесь им были созданы его лучшие полотна, навеянные народ­ными былинами — «Витязь на распутьи», «Борьба со скифами», «Бо­гатыри» и др.
В 1881 году в Абрамцево была построена небольшая церковь. В составлении проекта, в разработке деталей и росписи этой церкви Б. М. Васнецов принимал самое деятельное участие. Написанная им в алтаре этого храма икона Божией Матери является прообразом его замечательной Богоматери во Владимирском соборе.
С 80-х годов начинается тот период творчества художника, кото­рый позволяет назвать его «певцом неба». К этому времени заканчи­вается постройка Владимирского собора в Киеве. В. М. Васнецов по­лучает предложение заведующего художественными работами собора, профессора истории искусства А. В. Прахова взять на себя роспись со­бора. Художник с восторгом принимает это предложение и, желая ближе познакомиться с памятниками древле-христианской живописи и мозаики, отправляется в Италию.
В 1885 году художник с семьей переезжает в Киев, и в течение шести лет усердно работает в соборе. Потом он еще несколько лет ездил в Киев для окончания росписи.

Владимирский Собор в Киеве, 1890 г.

20 августа 1896 года состоялось торжественное освящение собора, которое на самого Виктора Михай­ловича, как пишет его сын, «произвело потрясающее впечатление. Задуманное им грандиозное дело, потребовавшее десятилетнего на­пряженного труда, было закончено. Оно создало художнику извест­ность и славу.
В. М. Васнецовым расписан главный, средний корабль собора, а на высокой абсиде помешен грандиозный (около 8 метров высоты) зна­менитый образ Божией Матери с Младенцем на руках. На большин­ство людей, впервые пришедших во Владимирский собор эта икона производит неизгладимое впечатление. В алтаре под изображением Богоматери помещена «Евхаристия» — символическое изображение Христа, причащающего апостолов.
В алтаре на боковых  стенах находятся изображения ветхозаветных пророков, вселенских святителей, святых Русской Церкви. В главном, мраморном иконостасе помещено шесть икон художника: Спасителя, Божией Матери, св. князя Владимира, твердо несущего крест, как бы повинуясь велению свыше, и св. княгини Ольги, первой русской святой  мужественно преданной обретенному сокровищу веры; там же, с левой стороны изображены св. князь Александр Невский, молящий­ся в храме перед предстоящей битвой за родную землю и веру, и Ма­рия Магдалина, скорбная и кроткая, с сосудом драгоценного мира в одной руке и пасхальным яичком — в другой.
На потолках собора (плафонах) художником написаны три обра­за: Иммануил» — символическое изображение Христа в виде юноши, Бог Отец скорбящий и Распятый Христос, окруженный ангелами, как бы поддерживающими его «лики закрывающе».

Внутреннее убранство Владимирского Собора

На западной стороне собора, по бокам помещены «Крещение св. Владимира» и «Крещение Руси», а посередине западной стены против алтаря — изображение Страшного суда. На изображении «Крещение Руси» выступают как бы три яруса: внизу крешаемые, благодатно озаряемые предвкушением небесной радости, выше — уже крещенные, а среди них вдохновенный лик Равноапостольного, а ввер­ху, на облаках виден апостол Андрей Первозванный с крестом, во­друженным им, по преданию, на Приднепровских горах.
В средней, центральной части собора изображены события из Евангельской истории, а также многие святые Русской Церкви. Каж­дый лик строго индивидуален и в изображениях их нет трафарета. Все изображения переплетены замечательными, богатыми орнамен­тами — «райскими цветами». Роспись собора требовала от художника много чисто физического труда, большой умственной работы и огромных творческих усилий. Стенная живопись создавалась обыкновенно таким путем: сперва художник делал акварельный эскиз изображения, с него писал затем  на холсте масляными красками «картон» в увеличенном размере. Особенно затруднительной была работа на потолках. Надо было подни­маться на высокие леса и часто работать в неудобной позе. Вблизи нельзя было заметить ошибки и неправильности в огромных фигурах, и художнику неоднократно приходилось спускаться вниз, отмечать на маленьком рисунке поправки, затем снова подниматься на леса и наносить поправки на стену, потом снова спускаться вниз и про­верять.

Центральный алтарь Владимирского Собора в Киеве

В главном куполе собора художником написаны Христос Вседер­житель — Пантократор на фоне звездного неба, а в шейке купола — «Преддверие рая» или «Радость праведных о Господе», изображающая вход их в светлое царство Христово. Впереди находится «разбойник благоразумный» и прародители. Авель, далее ветхозаветные праведни­ки, святые мученицы София с детьми, Варвара, Екатерина — все в радостном устремлении ко Господу.
В. М. Васнецов писал свои вдохновенные иконы и изображения и в других церквах — в храме Воскресения в Петербурге (там же его мозаичные иконы), в Дармштадте в Германии, в Александро-Невском соборе в Софии (Болгария), в Варшавском соборе (разрушенном в 20-х годах). Особенно замечательна роспись храма на стекляном заводе села Гусь (ныне Ивановская обл.). В ней видно влияние древнерус­ской иконописи, а также сказываются многолетние религиозные пере­живания художника и его более вдумчивое отношение к теме.
В иконах В. М. Васнецова «говорят глаза и руки». В глазах изо­браженных им ликов необычайная выразительность и сила: эти глаза как бы смотрят в вечность и видят ее; в ликах нет условной стили­зации, нет также «плоти и крови» западной иконографии. Лики В. М. Васнецова одухотворены, благостно-благодатны. Их мог создать только художник большого целомудрия, человек большого духовного богатства, глубокой религиозности. Таким и был В. М. Васнецов. «Бог для него был прежде всего Великий Творец-Художник.  Если всякое истинно художественное произведение создано творцом — худож­ником, то и мир — это величайшее художественное произведение — несомненно имеет своего Великого Творца. Виктор Михайлович лю­бил читать Св. Писание и часто читал главы из Евангелия, особенно перед Великим постом, о страданиях Христа. Из Ветхого Завета любил про­рока Исаию и часто его читал. Иногда, работая, напевал церковные песнопения. Часто бывал на богослужениях и вкладывал в церковные обряды глубокое содержание. Вся обстановка и уклад домашней жизни художника были проникнуты глубокой религиозностью  и бла­гочестием. От облика Виктора Михайловича веяло благородством, честно­стью, нравственной чистотой: при нем было невозможно   вести нескромные разговоры. Он был добрым семьянином, горячо любил своих пятерых детей; в согласии прожил со своей cvпругой 48 лет.
В. М. Васнецов высоко ценил западно-европейское искусство, но больше всего любил свое родное — родную природу, родной быт, родную литературу и искусство.  Он очень  любил музыку, увлекался театром, сам иногда сочинял стихи. Как художник, он высоко оценил древнерусскую икону, которую в свое время мало знали в обществе.
Васнецов отличался  общительностью, был интересным, остроумным собеседником. Дом его  привлекал к себе посетителей.  Кто только у него не бывал: архиереи и монахини, худож­ники, писатели, артисты, иностранные         журналисты, юноши, приехав­шие из деревни, старушки и дети. Все тянулись к этому общительному и талантливому   человеку. И он заражал их своей увлекательной, вдохновенной речью, своими возвышенными и оригинальными взгля­дами, своей любовью к искусству, своей устремленностью к всему ве­ликому и прекрасному.
Виктор Михайлович работал до глубокой старости. За два дня до смерти еще писал картины. 23 июля 1926 года с ним случился па­ралич сердца и в возрасте 78 лет выдающийся художник скончался. Торжертвенно было совершено его отпевание в церкви Адриана и Наталии в Москве. Останки художника и его супруги покоятся на клад­бище на Введенских горах в Москве.

Введенское кладбище. Михаил Васнецов, правнук художника, и скульптор Иван Шаховской на могиле В.Васнецова.

Не менее 60 лет своей жизни В. М. Васнецов посвятил служению искусству. Он оставил после себя многочисленные художественные произведения: росписи храмов, особенно Владимирского собора, со­здавшие ему славу религиозного художника-иконописца, ряд круп­ных сказочно-былинных картин, а кроме того много икон, портретов, рисунков, эскизов, орнаментов и пр. В своем творчестве он дал высо­кий пример неутомимого труда, глубокой веры и любви к Богу, люб­ви к добру, к красоте, к родине, к человеку.
Живя на земле, В. М. Васнецов устремлялся к Небу, певцом кото­рого он был во многих своих творениях.

*****

Автор: Илария Булгакова, Церковный Вестник

Материалы по теме: 

Илария Булгакова. Святые наших дней: афонский схимонах Силуан

Илария Булгакова: Звезды над Святой Горой Грабаркой