Илария Булгакова: Звезды над Святой Горой Грабаркой

Меньшая, домовая церковь на св. Горе Грабарке освящена в честь Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». 6 ноября (24 октября) там храмовой праздник. В нынешнем году к этому празднику прибыло не­сколько священников из Варшавы и Гайновки.
Собралось больше, чем обычно, приезжих богомольцев и этот день был ознаменован на св. Горе торжественным богослужением, проникновенным пастырским по­учением и усердной молитвой небесной Покровительнице храма и св. обители.
Монастырь Святая Грабарка.
Хочется поделиться переживаниями и мыслями, навеянными неоднократным пребыванием на св. Горе. Думается, что св. Гора Грабарка — единственное по своему святому своеобразию и необычности место среди других почитаемых святых мест: ведь нигде нет обычая ставить в одном месте кресты «за здравие» и за упокой»; ставить кресты разных размеров и разного предназначе­ния, подобно тому как различно и многообразно человеческое горе и человеческая радость. Надписи на многочисленных крестах на св. Горе о многом могут рассказать, но еще больше поведали бы люди, поста­вившие их. Стоит поговорить с ними.
В одной из своих проповедей духовник обители, отец Иона говорил: «Христиане, берегите св. Гору, дорожите ею. А знаете ли, что идут сюда люди из далеких мест и уносят со св. Горы даже и землицу, как свя­тыню, как драгоценность, как благодатный дар».
Домик Иларии Булгаковой на СВ. Горе Грабарка.
Господь хранит святое место. Под утро 6/19 августа раздался крик: «Огонь на колокольне Преображенской!». По телефону была вызвана пожарная команда. Но когда она прибыла, начавшийся пожар уже был ликвидирован по милости Божией. Присутствие духа одного священ­ника и богомольца, распорядившихся носить воду из источника, пре­дупредило панику в переполненном храме, где тогда шло богослуже­ние, спасло и храм, и обитель, и всю св. Гору от катастрофы. Мог бы запылать огромный костер. В ближайшие дни в обители был отслу­жен благодарственный молебен с горячей признательностью за спасе­ние от бедствий.  При  осмотре оказалось, что богомольцы, оставив под утро колоколь­ню, не потушили там свечей, а свечи, догорев, зажгли деревянную балку. Балка обуглилась и загорелась. Что огонь не распространился — надо приписать милости Божией. Не помогла бы никакая пожарная помощь.
Есть несколько синонимических выражений, связанных с монаше­ством. Одно из них — «инок», т. е. иной, не такой, как все, «не обыч­ный». И особенно эта «инакость» выступает, когда знакомишься с пра­вилами монашеской жизни, когда ближе соприкасаешься с монастыр­скими благочестивыми обычаями и присутствуешь за богослужением в монастыре. Глубока символика каждой детали православного мона­шеского одеяния, которое и просто и вместе с тем величественно и эс­тетично. Это признают и иноверцы, впервые столкнувшиеся с новым для них миром православного монашества.
Незабываемое впечатление оставляет обычай, сохраняющийся в больших монастырях, насчитывающих до ста и более насельниц, когда в церкви инокини поют на два клироса и в известные моменты богослу­жения (например, перед входом на вечерне, перед великим славословием на всенощной) выходят для совместного пения на середину  храма и по­лукругом устанавливаются напротив солеи. Или когда все инокини па­рами подходят прикладываться к Евангелию или иконе праздника во время канона, после Евангелия на всенощной.
Церковная Служба в монастыре на Святой Грабарке
На св. Горе Грабарке непоющие инокини не имеют определённого ме­ста в храме, молясь «на правах» обычных богомольцев. Да позволено будет мне высказать пожелание (может быть осуществление его уже имелось в виду в плане монашеского благочиния), чтобы в празднич­ные службы инокини, свободные от послушания, требующего их пребывания в другом месте, собирались для молитвы на левом клиросе (на правом поет иноческий хор) и парами выходили прикладываться к Евангелию или иконе.
В обители на св. Горе обращает внимание так наз. «благочиние —  упорядоченный благоговейный режим и ритм жизни. Так, во время трапезы читаются теперь «жития святых» архиепископа Филарета (Гумилевского). Этот архипастырь удивительно хорошо обработал жи­тийный материал, придав ему доступную и вместе глубоко умилитель­ную форму. Пришлось слышать, участвуя в монашеской трапезе, чте­ние об архидиаконе Лаврентии (память 10 августа) и хочется привес­ти его.  Во время гонений на христиан в 258 году папа Сикст был осужден на смертную казнь. Когда его вели на усечение мечем, архидиакон Лаврентий со слезами бросился к нему, взывая: «куда ты идёшь, отец, без сына своего, архиерей Божий без архидиакона своего? Когда же ты без меня приносил жертву Богу! Возьми меня с собой! Учитель, возьми с собой ученика своего!» Папа Сикст отвечал: «Не оставлю те­бя… Иду на нетрудную борьбу, тебе же предлежит подвиг тяжёлый, но не скорби: ты вскоре последуешь».

Многое, очень многое изменилось к лучшему на св. Горе за последние два года. Господь, видимо, помогает в устроении и сохранении обители ее настоятельнице, инокине Варваре, принимая ее подвиги, ее молитву, ее делание, ее скорби (а их не мало!), переносимые ради Него… Много­численные паломники и поклонники св. Горы ценят и глубоко призна­тельны матушке Настоятельнице за ее жертвенное служение. Как же должны ее ценить и беречь сестры-сподвижницы!
Все прекрасно на св. Горе. Каждый фрагмент пейзажа просится на полотно художника. Удивительны и живительны там ароматы: как будто благодатность и тут действует и «повевает» — от трав, от сосен, от цветов, от воздуха.
Два таинственные чуда христианства — Рождество и Воскресение Христовы совершились ночью. И в полночь наступит Страшный Суд и воскресение мертвых. На св. Горе в полночь под праздник Преобра­жения ударяет колокол и шествуют священнослужители к кладбищу к монашеским могилкам для совершения вселенской панихиды с ака­фистом о умерших». На могильных крестах горят светильники. Над крестами склонились огромные сосны. Их вершины исчезают в высоте, как бы уходят в небеса, создавая впечатление храма, основания кото­рого здесь у могил, а свод — его не видно — скрывается в небесах.
Несутся в высь клубы ладана, уносится в вечное царство любви песнословие; «Иисусе, Любы неизреченная, помяни усопших раб Твоих».
Над святой Горой Грабаркой
«…в небесах торжественно и чудно…
пустыня внемлет Богу.
и звезда с звездою говорит…».
*****
Автор: Илария Булгакова, Церковный Вестник, №2, 1964.
*****

Материалы по теме: 

Представление и обсуждение книги «Евангелие от Булгаковых»

Илария Булгакова. Святые наших дней: афонский схимонах Силуан