До недавнего времени считалось, что наиболее ценная часть книжной коллекции санатория «Узкое», включающая дореволюционные издания, сохранились в библиотеке от князей Трубецких. Теперь же, изучая каждое издание в отдельности, перед нами предстает совсем иная картина – за каждой книгой стоит своя история, открывающая, как забытые, так и известные имена прежних владельцев; мы узнаем достоянием каких частных и публичных библиотек были книжные раритеты, хранящиеся ныне в «Узком», а также кто читал эти книги.
В частности, на одной из книг мы находим экслибрис Герцога Михаила Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого (1863 — 1934), представителя русской ветви германского Мекленбургского дома, отличавшегося от других германских династий, не только своими славянскими корнями, но и достаточно многочисленными браками с представителями российского императорского дома.
Герцог Михаила Георгиевич учился в Страсбургском университете (доктор философии), в русской армии, к 1908 году, дослужился до чина генерал-лейтенанта. Являлся последним частным владельцем Ораниенбаума и других имений, доставшихся ему по линии деда Михаила Павловича Романова, сына Императора Павла. С приходом к власти большевиков, спасаясь от террора, Михаил Георгиевич вынужден был с сестрой Еленой и семьей брата покинуть сначала Санкт-Петербург, а затем и Россию, эмигрировав в Данию. Все имущество мекленбургской семьи было национализировано.
В 1919 году фактически без средств к существованию Михаил с семьей некоторое время проживал в Англии, а затем вместе с сестрой перебрался в Мекленбург, где поселился в фамильном имении в Ремплине. Там он жил до конца своих дней. Скончался герцог Михаил Георгиевич 6 декабря 1934 года на мекленбургской земле, где и был похоронен под скромным лютеранским крестом. В последующем родовой замок Ремплин был сожжен нацистами.
Со своим старшим братом, герцогом Георгом, Михаил был тонким ценителем искусства и собирателем художественных ценностей, нередко братья совместно проводили выставки. Активно занимался благотворительностью. Являлся Попечителем Императорского Клинического института великой княгини Елены Павловны, специального института усовершенствования врачей.
Огромная Библиотека, находившаяся как в Санкт-Петербурге, так и в Ораниенбауме, состояла из русских и иностранных книг XV-XIX вв., нот, журналов и газет. С 1896 г. библиотеку помогал систематизировать известный специалист-библиограф, библиотекарь Русского отделения Библиотеки Академии наук Александр Круглый, который и создал размещенный нами экслибрис. В 1908 г. часть книг была передана семьей в Московский Публичный и Румянцевский музеи.
После Октябрьского переворота большинство оставшихся изданий было продано через «Международную книгу». Однако часть ценной библиотеки, все-таки, первоначально попала в Центральный книжный фонд Наркомпроса, который, по сути, являлся складом, куда свозились без разбора книги из национализированных имений аристократов, а затем распределялось в новые советские учреждения. Таким образом, несколько томов собрания сочинений Жана-Батиста Расина (1639-1699), выдающегося французского драматурга XVII века, пополнили в начале 1920-х гг. библиотеку санатория «Узкое» ЦЕКУБУ.