Для тех, кто ценит гравюру на дереве, имя Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой – не пустой звук. Она была выдающимся мастером, создавшим еще в 1899 году (впервые – женщина!) цветную ксилографию. Ее черно-белый графический Петербург знают все. Позднее блестяще овладела сложнейшей техникой акварели. И оставила замечательные воспоминания о жизни и творческом пути…..

Валентин Серов. Анна Остроумова. Набросок.

Первые уроки гравирования она получила в мастерской Василия Матэ в училище барона Штиглица. Позже она начала учиться в Петербургской Академии художеств как живописец, ее учителем и наставником был Илья Репин. Но закончила Академию художеств она с дипломом гравера. В 1896 году Остроумова-Лебедева пережила кризис – именно тогда она окончательно поняла, что передвижники, которые как раз в это время пришли преподавать в Академию, не могут дать ей то, что ищет ее душа. Она искала других путей, и именно в 1896 году впервые увидела в залах академии коллекцию японской гравюры, собранной Китаевым. Это и стало переломным моментом в ее творчестве, и она снова вернулась в мастерскую Василия Матэ, который преподавал в Академии: Матэ предоставил ей полную свободу творчества, позволил гравировать так, как она сама считала нужным. Остроумова-Лебедева закончила Академию с дипломом гравера. Через два года она едет в Париж, где учится в мастерской Уистлера, близко знакомится с художниками «Мира искусства», начинает собирать свою собственную коллекцию японской гравюры. Вернувшись в Петербург, начинает самостоятельную художественную деятельность, возродив свободную, авторскую художественную гравюру на дереве, сделав ее главным делом всей жизни.
Предлагаем  вашему вниманию новую лекцию старшего научного сотрудника ГТГ Валентины Бялик, посвященную творчеству замечательного художника-гравера: