Я жду тебя, певец гражданской чести.
К 200-летию со дня рождения поэта
Алексея Михайловича Жемчужникова
В одном из залов Тамбовского областного краеведческого музея расположился портрет пожилого человека с седыми волосами и седою бородою с острыми клиньями. Приковывает к себе взгляд уставшего понёсшего потери человека. Мужчина одет в чёрный сюртук, который сливается с глухим тёмным фоном, и только высвечены лицо в обрамлении седин и руки. Художник Владимир Егорович Маковский изобразил на портрете поэта, публициста и драматурга (1821–1908). Портрет подписан и датирован 1888 годом. Работники музея предполагают, что он попал в музей в 1919 или 1920 г. из городского дома в Тамбове или из усадьбы Ильиновка, от зятя писателя Михаила Андреевича Боратынского. Скорее всего, он и передал портрет тестя в музей, как прежде передал в губернский музей родовые портреты своей семьи. В.Е. Маковский больше известен жанровыми и социально-обличительными картинами. Но вот портрет Жемчужникова: пристальное внимание к внутреннему миру человека, передача скрытого драматизма его жизни.
На днях Алексею Михайловичу Жемчужникову исполняется 200 лет. Эта дата не стала событием национального масштаба, как было с юбилеями Пушкина, Тютчева, Лермонтова, как станет событием общероссийского масштаба 200-летие Н.А. Некрасова и событием мирового масштаба 200-летие Фёдора Михайловича Достоевского.
Значит ли это, что мы не должны вспомнить благодарным словом этого замечательного поэта, в сочинениях которого мы слышим до сих пор голос чистый, благородный, чьи творения являются украшением русской литературы и привлекают внимание современного читателя несмотря на глобализацию, компьютеризацию и прочие новые технологии. Технологии технологиями, а чистый голос поэта, а его заветы добра и чести, обращённые к читателю – непреходящая ценность.
Вот беру почти наугад из ранних стихов поэта.
«Но почему ж досель и сердцу, и уму
Так оскорбительно, так тесно?
Так много льётся слёз и крови? Почему?
Так всё запугано, что честно?» («Почему?»).
В другом стихотворении:
«Я музыкальным чувством обладаю,
Я для любви возвышенной рождён
И ни за что её не променяю,–
Я в стройные созвучия влюблён».
Молодому человеку, автору этих строк, в 1857 г. , когда написаны эти стихотворения, было уже 26 лет (родился в м. Почеп Черниговской губ. 10(22) февраля 1821 г.). Отец поэта Михаил Николаевич Жемчужников – участник Отечественной войны 1812 г., губернатор в Костроме и Петербурге, в конце карьеры – сенатор, отличавшийся независимостью и достоинством. А его сын Алексей и сам было пошёл по служебной лестнице, окончил Училище правоведения, поступил на службу в Сенат, ездил с отцом на ревизию градоначальства в Таганрог, в 1855 г. занял уже должность помощника статс-секретаря Государственного Совета. Но вот в 1858 г. к удивлению многих подал в отставку. И сам объяснял это тем, что «убил много времени даром». Что побудило молодого успешно набирающего служебный рост чиновника так резко изменить свою судьбу? Пробуждение таланта лирического поэта? Творческая атмосфера семьи Жемчужниковых, Толстых и Перовских, где родные братья Алексей, Александр, Владимир и Лев и их двоюродный брат Алексей Толстой – острословы, шутники, поэты и художники, а среди Перовских дядя – известный писатель Антон Погорельский? Или к отставке привела разочарованность в чиновничьей службе? О своём отвращении к служебной карьере он напишет с лёгкой иронией:
Казалось, к почестям так близко
И так легко … да, видно, лень
Мешала мне с ступени низкой
Шагнуть на высшую ступень.
Что ж, для Алексея Жемчужникова открывались свои ступени в мир творчества и поиска нравственных истин. Процитированные выше строки указывают на две мелодии его поэтического голоса, чистого, несколько наивного, но строгого в расстановке нравственных акцентов. Возвышенное, идеальное в жизни и искусстве для него резко контрастировало с изъянами социального устройства, вызывало протест. И в поэзии шёл своей дорогой, не подлаживаясь ни под Некрасова, главного защитника народа, гневного певца мести и печали, (боялся фальши в своём голосе), ни под Фета, признавая, что вечные темы никогда не устареют, и что Фету удаётся раскрывать всю прелесть земного очарования. В чём же тогда тайна очевидного лиризма Алексея Жемчужникова, не изменявшего поэту на долгом жизненном и литературном пути?
Долгое время, и небезосновательно, считалось, что он был глашатаем гражданских истин. Выход в 1892 г. двухтомника был встречен статьями: «Маститый поэт-гражданин», «Последний могикан идейной поэзии». В газетах и журналах юбилейного для поэта 1900 г., когда отмечалось 50-летие его творческой деятельности, его называли «поэт-гуманист», «певец гражданской чести». И это было верно, но не полно.
В своей лирике А.М. Жемчужникову удалось органично соединить певца русской природы, знатока человеческой психологии и последователя демократических заветов Н.А. Некрасова и Н. Щедрина, и основа этой органичности – личная мягкость, доброта, духовное начало в человеке, высоко ценимое нашим поэтом. Строки в подтверждение можно найти в разных стихах поэта, в стихотворении же «Духа не угашайте» – поэт вослед за апостолом Павлом взывал к меньшинству, все ещё верному гражданственным началам:
О, если чувство в нас ещё не вовсе глухо,
Детей и родину спасём, рассеяв сон!
Завет апостола: « не угашайте духа!» –
Напоминаю вам…
В другом стихотворении читаем:
Вне духа жизнь есть зло и ложь!
… Блюди же зорко, чтоб в отчизне
Не гас духовный пламень жизни !
Из этого духовного источника и изливается поэзия А.М. Жемчужникова, для него жизнь духа видится во всём: и освобождённый скворушка, и нищая, заботливо согревающая своего ребёнка, «спеленатого грубым тряпьём», и молитва ямщиков на песчаной дороге, и «приветный луч», отблеск луны, «играющий с волною, нежданно проскользнул среди густых ветвей…». И неизменна жила в поэте любовь к музыке, растворённой в звуках природы: «Пускай бы звучала симфония так же, как создал её вдохновенный маэстро…».
Но за этим расположением к миру, за этой мягкой приязнью от поэта не могла укрыться духовная нищета «бездушного света», светская суета, мелочная борьба, тот «нравственный хаос», «Где прочность убеждений – бремя, Где подвиг доблести – донос»…
И стыд и совесть убаюкать
Мы все желаем как-нибудь,
И только б нам ладонью стукать
В «патриотическую» грудь!
Не прост был Алексей Михайлович! Умел и нас учит различать патриотизм на показ, для выслуги перед начальством, и подлинную любовь к родине, основанную на совести, человеческом достоинстве, на росте гражданского самосознания в своих современниках. Долгое пребывание за границей (он жил там с 1860 по 1884 гг.) не мешало воспринимать российскую жизнь и любовно, если он воспевал родную природу, и критично, если речь шла о разрушении строгих нравственных принципов, заветов властителей дум 60-80-х годов. Так появлялись горькие стихотворения «Кентавр», «Современному гражданину», «Литераторы-гасильники», «В альбом современных портретов», «Забытые слова», посвящённые памяти М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина):
Слова священные, слова времён былых,
Когда ещё они знакомо нам звучали…
Те лучшие слова, так людям дорогие,
В ком сердце чувствует, чья мыслит голова:
Отчизна, совесть, честь и многие другие
Забытые слова.
Каждый, кто не поленится, и найдёт на книжной полке стихи А.М. Жемчужникова, изданные учёным филологом Е.И. Покусаевым в большой «Библиотеке поэта» в 1963 г. или изданный поэтом Сергеем Бирюковым через 25 лет сборник в серии «Поэтическая Россия», будет немало удивлён, какие горячие, проникнутые неподдельным интересом к жизни строки отыщутся на страницах этих книг. Какие там трогательные стихи о расставании с любимой женой Е.А. Дьяковой! Ей посвящён и дневник «Лиза», написанный в дни её болезни. Сколько в нем стихов о русской природе, о жизни в деревне, о радостях уединения, растворения в природе.
Родные поэта и читатели замечали, что с годами талант А.М. Жемчужникова не увядал, а набирал новую силу. Этот творческий взлёт пришёлся на последний период его жизни с 1893 по 1908 г., когда в основном, за редкими выездами, он жил в семье дочери Ольги Алексеевны и её мужа Михаила Андреевича Боратынского зимой в Тамбове, перебираясь на лето в Ильиновку, где окрестные рощи и степи служили источником творчества. За несколько лет был собран томик новых стихов под названием «Песни старости» (вышел в Петербурге в 1900 г.).
Сборник продолжил традицию итоговых книг («Сумерки» Боратынского, «Последние песни» Некрасова, «Вечерние огни» Фета). А.М. Жемчужников в этой книге раскрывается как поэт-философ («Голоса», «Глухая ночь», «Старая ракита», «О жизни»). Стихи, посвящённые сельской жизни, предметны, изобразительны и философичны. Сильные строки посвящены социальным проблемам («Конь Калигулы», «Скерцо на гражданские темы»). Своим пафосом и искренностью выделяется «Завещание». Поэт пытается понять, как он стал «знаменоносцем поневоле», и поднял валявшееся в пыли знамя потому, что «в людях рабский дух мне сильно ненавистен и сам я с юности не раб». Написанные почти 125 лет назад, строки «Завещания» волнуют и сегодня:
О, как живуча в нас и как сильна та ложь,
Что дух достоинства есть будто дух крамольный!
… Там правды нет, где есть привычка рабской лести;
Там искалечен ум, душа развращена…
Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!
Ты нужен в наши времена!
Стихи последних восьми лет жизни поэта были собраны дочерью и зятем после смерти Алексея Михайловича и также изданы в Петербурге в 1908 г. Два эти сборника – результат большой духовной силы поэта, его победы над возрастом, недугами, старостью и смертью («Ещё о старости», «Послание к старикам о природе», «Звуки старины далёкой»). И в сборнике «Прощальные песни» мы находим резкие гражданские стихи, как «Националисту», откровенный разговор поэта-гражданина с теми, кто увиливает от исполнения гражданского долга:
Ужель врагом властей могу считаться я,
И скромное моё писательство – опасно,
Лишь только потому, что к ним любовь моя
Не сладострастна?
Поэт, который чутко понимал жизнь каждого древесного листка, написал благоухающее стихотворение «Липы», гимн лету и жизни. Ни чувства не скудели, ни талант не подводил старого поэта. Звонко, как гуденье пчёл, и пахуче, как мёд, звучат эти строки:
Нет мне сегодня приюта милее,
Как этих лип благовонный приют!
Всею нарядной семьёю в аллее
Липы цветут
Благородство тона поэзии А.М. Жемчужникова, деликатность, мягкость интонации при строгости нравственной позиции (я с юности не раб!), важность и актуальность социально-философских тем, которые волновали поэта сто с лишним лет назад (достоинство, насилие, значение патриотизма, Россия и Европа), его очарование природой и умение передать это очарование, заставляют подумать: не рановато ли мы записали А.М. Жемчужникова в поэты второго или даже третьего ряда, над чем он и сам подшучивал ?
ПЕСНЯ УШЛА В НАРОД
Когда Алексей Михайлович Жемчужников, живя за границей, испытал вдруг щемящую боль по России, у него излились (точнее не скажешь, такие стихи не делаются мастерски, а только изливаются!) его стихотворение под названием «Осенние журавли». Широко известно, часто в прежние годы звучало по радио. Есть в нём боль по Родине, не выкрик, не надрыв, а горький почти внутренний стон. Пройдут годы, случится Октябрь 1917 г., русские окажутся по обе стороны роковой черты. Став эмигрантами, русские люди за границей ощутили страшную для себя потерю России. Сердце просило русских песен, и такие песни пришли. Одна из песен, любимых в среде потерявших Россию, была «Осенние журавли», переделанная из одноимённого стихотворения А.М. Жемчужникова, написанного в 1871 г. на берегу Рейна.
Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,
Слышен крик журавлей всё ясней и ясней…
Стихотворение написано в минуту отчаянья, поэтому крик журавлей напомнил поэту громкие рыданья, «Словно скорбную весть мне они принесли». Во второй строфе поэт даёт картину жизни России, которой поэт болеет, по которой страдает его душа:
Я ту знаю страну, где уж солнце без силы …
То родимый мой край, то отчизна моя.
Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,
Вид угрюмых людей, вид печальной земли…
О, как больно душе, как мне хочется плакать!..
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..
Чистота и ясность чувства родины, усилены напевной музыкальностью. Может быть, это и привлекло «соавторов», которые сохранили 4-стопный анапест, основную образность, дописали некоторые строки, и стихи Жемчужникова стали одной из любимых песен в русском рассеянии. Её исполняли Н. Шевцов, возможно, А. Вертинский и П. Лещенко, пела А. Баянова. Из заграницы песня пришла в Россию 80-х гг., когда её пел Н. Никитский, позже М. Круг и другие мастера шансона. Невероятное свидетельство таланта автора, когда его стихи становятся поистине народными, спасли от уныния многих слушателей в горькие минуты жизни.
СОЧИНЕНИЯ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
В последнее время часто можно услышать или прочитать, что литературная маска «Козьма Прутков» оказалась более удачной в восприятии читателя, чем творчество её «отцов»: братья Алексей (1821–1908), Александр (1826–1896), Владимир (1830–1884) и художник Лев (1828–1912), двоюродный брат граф А.К. Толстой (1817–1875). Действительно, сочинения директора Пробирной палатки пользуются расположением у читателя уже 150 лет. Эта история начиналась с шуток и проказ в семейном дружеском кругу, и никто из «отцов» этого персонажа поначалу не придавал серьёзного отношения лёгкой фантазии. И только постепенно образ директора Пробирной палатки Козьмы Петровича Пруткова наполнился жизненными подробностями, обзавёлся биографией, родственниками, послужным списком и, главное, узнаваемым характером самодовольного напыщенного ограниченного чиновника. Наследие «выдающегося писателя» обширно: басни, пьесы, афоризмы, эссе, трактаты… Многое из наследия Пруткова выдержало испытание временем: и пьеса «Фантазия», до сих пор идущая на сцене, и трактат «О введении единомыслия в России» (жуткая антиутопия, нет-нет да и становящаяся реальностью!), и, разумеется, афоризмы. Среди них есть не только пародии на глубину мысли («Купи прежде картину, а после рамку!» или «Одного яйца два раза не высидишь»), но и действительно шедевры философской афористики («Бди!», «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»). Над успехом сочинений Козьмы Пруткова ломают головы крупные литературоведы и лингвисты, а издательская практика говорит: любой тираж сочинений Козьмы Пруткова читатели раскупают до сих пор.
ПАМЯТЬ А.М. ЖЕМЧУЖНИКОВА НА ТАМБОВСКОЙ ЗЕМЛЕ
В Кирсановском краеведческом музее хранится память о поэте. В экспозиции представлено кресло с пюпитром, которое было подарено родственниками А.М. Жемчужникова ему в честь 50-летия литературной деятельности в 1900 году. После смерти поэта, из Ильиновки, пройдя через разные руки, кресло оказалось в Кирсановском музее. Видимо, оттуда же поступил и уникальный гипсовый бюст Козьмы Пруткова, выполненный известным скульптором Дмитрием Стеллецким в 1900 г. к 50-летию творческой деятельности А.М. Жемчужникова.
В Тамбове в последние годы жизни поэт жил на ул. Араповской в доме Евсюковой, там он и умер. Многие годы этот дом под № 25 по ул. М. Горького был свидетелем славной литературной эпохи. В июне 1989 г. в тайне от общественности дом Евсюковой был снесён под предлогом постройки гостиницы «Интурист». А в конце ХХ в. недостройку выкупил «Сбербанк». Руководство учреждения приняло на себя обязанность рассказать о поэте. Музей А.М. Жемчужникова в здании Сбербанка появился в 2001 г., в 2012 г. – фонтан в сквере А.М. Жемчужникова. 22 таблички с афоризмами Козьмы Пруткова посетители Сбербанка могут прочитать, внимательно глядя под ноги.
В начале 21 века дом № 9 по ул. Мичуринской (бывшей Козловской), где жили Боратынские и бывал А.М. Жемчужников, был признан памятником культурного наследия, в нём расположился областной литературно-художественный музей. В 2006 г. музей неожиданно был закрыт. А в июне 2010 г. известный в России дом был разрушен. Виновных в разрушении дома-памятника не нашли или не захотели сыскать.
Память о великих именах в Тамбове, как трава сквозь асфальт, пробивается с большими усилиями.
****
Автор: Владимир Андреев, член Союза литераторов РФ, лауреат премии им. Е.А. Боратынского.
Архив:
http://muzeemania.ru/2020/10/20/%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8b%d1%85-%d0%b2-%d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%b5-%d1%81%d0%be%d1%84%d1%8c%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b0/
В Мичуринске ушла из жизни Галина Усова, прапраправнучка Александра Пушкина