Валентина Бялик: лекции, прочитанные в Москве в 2020 — 2022 гг.

Предлагаем Вашему вниманию запись лекций художника, искусствоведа, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи (1963–2021), лауреата премии П. М. Третьякова
Валентины Моисеевны Бялик

 

 

Лекция Валентины Бялик «Елизавета Кругликова»

Лекция, посвященная  жизни  и творчеству известной художницы Серебряного века Елизаветы Кругликовой (1865-1941). В лекции впервые использованы в качестве иллюстраций фотоматериалы из архива Е.Д. Чичаговой-Россинской, ученицы Е. Кругликовой, любезно предоставленные А. Парменовым.


Лекция Валентины Бялик «Пейзажи и пейзажисты» в Узком»

Лекция, посвященная творчеству художников, работы которых хранятся в коллекции усадьбы «Узкое»: Иван Шишкин и Леон Бакст, Юлий Клевер и Александр Головин, Михаил Нестеров и Аркадий Рылов.
Огромные знания лектора позволяют филигранно переходить от тончайших деталей творчества к мало известным страницам биографий знаменитых мастеров.
Праздник души в свободном доступе.


Лекция Валентины Бялик «Великий Художник Гелий Коржев»

Для тех любителей искусства, кто еще в 1960 году узнал триптих «Коммунисты» Гелия Коржева, его творческая метаморфоза в последующие 20 лет казалась удивительной. А потом он вообще пропал с выставок и возродился, как Феникс, на грандиозной, мощной и трагической выставке его произведений в Третьяковской галерее в 2016 году. Творческому пути этого Мастера посвящена лекция Валентины Бялик.


Лекция Валентины Бялик «Забытые имена. Женщины — художницы Серебряного Века»

В 1917 году в Академики впервые баллотировались женщины-художницы: З.Е. Серебрякова, А.П. Остроумова-Лебедева, О.Л. Делла-Вос-Кордовская и А.П. Шнейдер. Третью художницу сегодня помнят не многие, а вот четвертую – забыли напрочь.
Блестящая лекция старшего научного сотрудника ГТГ Валентины Бялик посвящена творчеству незаслуженно обойденных вниманием живописцев и графиков: Елизаветы Бём, Ольги Делла-Вос-Кордовской, Александры Шнейдер. Нины Симонович-Ефимовой, Елены Самокиш-Судковской и другим.


Лекция Валентины Бялик «Иван Билибин и русский стиль»

Замечательные иллюстрации к русским сказкам Ивана Билибина знают все, кто ценит достойные книги. Они ведь не только для детей. Вместе с ним к читателям пришла совершенно новая культура оформления книги. Но он еще был талантливым сценографом, создателем ярких запоминающихся декораций. А еще он автор того самого двуглавого орла, которого на монете каждый имеет в кармане.


Лекция Валентины Бялик «Художница-гравер Анна Петровна Остроумова-Лебедева»

Для тех, кто ценит гравюру на дереве, имя Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой – не пустой звук. Она была выдающимся мастером, создавшим еще в 1899 году (впервые – женщина!) цветную ксилографию. Ее черно-белый графический Петербург знают все. Позднее блестяще овладела сложнейшей техникой акварели. И оставила замечательные воспоминания о жизни и творческом пути.
Первые уроки гравирования она получила в мастерской Василия Матэ в училище барона Штиглица. Позже она начала учиться в Петербургской Академии художеств как живописец, ее учителем и наставником был Илья Репин. Но закончила Академию художеств она с дипломом гравера. В 1896 году Остроумова-Лебедева пережила кризис – именно тогда она окончательно поняла, что передвижники, которые как раз в это время пришли преподавать в Академию, не могут дать ей то, что ищет ее душа. Она искала других путей, и именно в 1896 году впервые увидела в залах академии коллекцию японской гравюры, собранной Китаевым. Это и стало переломным моментом в ее творчестве, и она снова вернулась в мастерскую Василия Матэ, который преподавал в Академии: Матэ предоставил ей полную свободу творчества, позволил гравировать так, как она сама считала нужным. Остроумова-Лебедева закончила Академию с дипломом гравера. Через два года она едет в Париж, где учится в мастерской Уистлера, близко знакомится с художниками «Мира искусства», начинает собирать свою собственную коллекцию японской гравюры. Вернувшись в Петербург, начинает самостоятельную художественную деятельность, возродив свободную, авторскую художественную гравюру на дереве, сделав ее главным делом всей жизни.
Предлагаем  вашему вниманию новую лекцию старшего научного сотрудника ГТГ Валентины Бялик, посвященную творчеству замечательного художника-гравера.


Лекция Валентины Бялик «Прошлое на листе бумаги. Графика Александра Бенуа»

Александр Бенуа – единственный (помимо Игоря Грабаря) из художников Серебряного века, кто был глубоким знатоком искусства, что выражалось в его многочисленных статьях в периодике 1900-х – 1910-х годов и фундаментальных томах по истории искусства всех времен и народов. Он подарил зрителям художественное представление о Версале, оставил нам замечательные книжные иллюстрации и эскизы театральных спектаклей. Это – человек-оркестр, о чем рассказывает данная лекция.


Лекция Валентины Бялик «Валентин Серов – не только живописец»

Кто не знает и не восхищается знаменитыми картинами «Девочка с персиками» или «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Александровича Серова? Но помимо живописных произведений он оставил огромное количество замечательных графических листов. Это портреты, пейзажи, исторические картины, плакаты, исполненные карандашом, акварелью, углем, пастелью на листе бумаги.
О богатейшем графическом наследие художника рассказывает Валентина Бялик.


Лекция Валентины Бялик «Графический мир Михаила Врубеля»

Когда мы говорим о великих художниках, речь, прежде всего, идет о его живописи. Яркие, красочные работы Мастера знают многие. А как рассказать о творческой индивидуальности Михаила Врубеля без «Девочки на фоне персидского ковра», без «Демона» или без «Царевны-Лебель»? Оказывается, можно. Для этого надо погрузиться в мир его рисунков и акварелей, где не меньше шедевров, чем в «картинах маслом». Предлагаем вашему вниманию блестящую лекцию известного искусствоведа, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Валентины Бялик. Лекция предлагалась узкому кругу знакомых, но автор любезно предоставил нам право её опубликовать.


Лекция Валентины Бялик «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

Закончила  свою  работу выставка, которая явилась  крупнейшим в истории Третьяковской галереи международным проектом, разработанным в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Это первая масштабная попытка сопоставить на одной площадке искусство эпохи романтизма в России и Германии.
Предлагаем вашему вниманию запись экскурсии, которую провела для нас блестящая Валентина Бялик, старший научный сотрудник Третьяковской Галереи.


Лекция Валентины Бялик «Художник Татьяна Маврина»

Татьяна Маврина прожила долгую жизнь. Эпоха, в которую ей пришлось   творить отличалась серыми, если не сказать больше, безликими красками. Но в ее работах мы не находим и тени уныния и отчаяния. Радость, яркость красок , игривость, совершенно радужный взгляд, несмотря на окружающую  убогую жизнь.
Прекрасную лекцию о творчестве сейчас уже совершенно признанной художницы, классика лубочного рисунка, Татьяне Мавриной (1900-1996) нам дарит старший научный сотрудник Третьяковской галереи Валентина Бялик.


Лекция Валентины Бялик «Юрий Пименов среди современников. Графика«.

«Я всегда любил писать цветы, особенно когда они встречаются в живом жанре, живом натюрморте, в живом пейзаже, в живой обжитой комнате. Но бывает, что попадаешь в какую-то новую, необычную среду. Например, для меня дни в санатории или доме отдыха всегда непривычно бездельны. Тогда отдельные вещи, особенно цветы в обыкновенном стакане, в случайной вазе становятся самым живым куском малообжитой комнаты, через которую проходят много людей, комнаты, не имеющей индивидуальности,— вероятно, цветы ее самый человечный объект».


Лекция Валентины Бялик «Таинственный мир гравюры на металле».


Лекция Валентины Бялик «Рекламные плакаты и афиши эпохи русского модерна»  

В рамках нового выставочного проекта Третьяковской галереи «Лики модерна», который раскрывает  грани искусства русского модерна, расцвет которого пришелся на конец 1890-х – 1900-е годы., предлагаем вашему вниманию лекцию Валентины Бялик, старшего научного сотрудника Галереи, посвященную мало известной изученной теме  — «Рекламные плакаты и афиши эпохи русского модерна».
Многие крупные именитые художники (К.А. Сомов, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, С.Ю. Судейкин) привносили в художественный язык плаката приемы станковой живописи и графики, книжной иллюстрации, открытки, театрально-декорационного искусства. Планомерное формирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали Е.П. Самокиш-Судковская, И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский и другие авторы. Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи».


Лекция Валентины Бялик «Ольга Делла-Вос-Кардовская»


Лекция Валентины Бялик «Евгений Онегин» в иллюстрациях Н. Кузьмина, М. Добужинского и В. Гельмерсена


 

Оставьте комментарий