Предлагаем Вашему вниманию  записи лекций  старшего научного сотрудника Третьяковской Галереи  Валентины  Моисеевны Бялик, прочитанные в Москве в 2020 — 2021 гг.

 

 «Великий Художник Гелий Коржев»

Для тех любителей искусства, кто еще в 1960 году узнал триптих «Коммунисты» Гелия Коржева, его творческая метаморфоза в последующие 20 лет казалась удивительной. А потом он вообще пропал с выставок и возродился, как Феникс, на грандиозной, мощной и трагической выставке его произведений в Третьяковской галерее в 2016 году. Творческому пути этого Мастера посвящена лекция Валентины Бялик.


«Забытые имена. Женщины — художницы Серебряного Века»

 В 1917 году в Академики впервые баллотировались женщины-художницы: З.Е. Серебрякова, А.П. Остроумова-Лебедева, О.Л. Делла-Вос-Кордовская и А.П. Шнейдер. Третью художницу сегодня помнят не многие, а вот четвертую – забыли напрочь.
Блестящая лекция старшего научного сотрудника ГТГ Валентины Бялик посвящена творчеству незаслуженно обойденных вниманием живописцев и графиков: Елизаветы Бём, Ольги Делла-Вос-Кордовской, Александры Шнейдер. Нины Симонович-Ефимовой, Елены Самокиш-Судковской и другим.


«Иван Билибин и русский стиль»

Замечательные иллюстрации к русским сказкам Ивана Билибина знают все, кто ценит достойные книги. Они ведь не только для детей. Вместе с ним к читателям пришла совершенно новая культура оформления книги. Но он еще был талантливым сценографом, создателем ярких запоминающихся декораций. А еще он автор того самого двуглавого орла, которого на монете каждый имеет в кармане.


Художница-гравер Анна Петровна Остроумова-Лебедева

Для тех, кто ценит гравюру на дереве, имя Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой – не пустой звук. Она была выдающимся мастером, создавшим еще в 1899 году (впервые – женщина!) цветную ксилографию. Ее черно-белый графический Петербург знают все. Позднее блестяще овладела сложнейшей техникой акварели. И оставила замечательные воспоминания о жизни и творческом пути.
Первые уроки гравирования она получила в мастерской Василия Матэ в училище барона Штиглица. Позже она начала учиться в Петербургской Академии художеств как живописец, ее учителем и наставником был Илья Репин. Но закончила Академию художеств она с дипломом гравера. В 1896 году Остроумова-Лебедева пережила кризис – именно тогда она окончательно поняла, что передвижники, которые как раз в это время пришли преподавать в Академию, не могут дать ей то, что ищет ее душа. Она искала других путей, и именно в 1896 году впервые увидела в залах академии коллекцию японской гравюры, собранной Китаевым. Это и стало переломным моментом в ее творчестве, и она снова вернулась в мастерскую Василия Матэ, который преподавал в Академии: Матэ предоставил ей полную свободу творчества, позволил гравировать так, как она сама считала нужным. Остроумова-Лебедева закончила Академию с дипломом гравера. Через два года она едет в Париж, где учится в мастерской Уистлера, близко знакомится с художниками «Мира искусства», начинает собирать свою собственную коллекцию японской гравюры. Вернувшись в Петербург, начинает самостоятельную художественную деятельность, возродив свободную, авторскую художественную гравюру на дереве, сделав ее главным делом всей жизни.
Предлагаем  вашему вниманию новую лекцию старшего научного сотрудника ГТГ Валентины Бялик, посвященную творчеству замечательного художника-гравера:

 


«Прошлое на листе бумаги. Графика Александра Бенуа»

Александр Бенуа – единственный (помимо Игоря Грабаря) из художников Серебряного века, кто был глубоким знатоком искусства, что выражалось в его многочисленных статьях в периодике 1900-х – 1910-х годов и фундаментальных томах по истории искусства всех времен и народов. Он подарил зрителям художественное представление о Версале, оставил нам замечательные книжные иллюстрации и эскизы театральных спектаклей. Это – человек-оркестр, о чем рассказывает данная лекция.


«Валентин Серов – не только живописец»

Кто не знает и не восхищается знаменитыми картинами «Девочка с персиками» или «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Александровича Серова? Но помимо живописных произведений он оставил огромное количество замечательных графических листов. Это портреты, пейзажи, исторические картины, плакаты, исполненные карандашом, акварелью, углем, пастелью на листе бумаги.
О богатейшем графическом наследие художника рассказывает Валентина Бялик:


«Графический мир Михаила Врубеля»

Когда мы говорим о великих художниках, речь, прежде всего, идет о его живописи. Яркие, красочные работы Мастера знают многие. А как рассказать о творческой индивидуальности Михаила Врубеля без «Девочки на фоне персидского ковра», без «Демона» или без «Царевны-Лебель»? Оказывается, можно. Для этого надо погрузиться в мир его рисунков и акварелей, где не меньше шедевров, чем в «картинах маслом». Предлагаем вашему вниманию блестящую лекцию известного искусствоведа, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Валентины Бялик. Лекция предлагалась узкому кругу знакомых, но автор любезно предоставил нам право её опубликовать: