Молодая пара обосновалась в большой красивой квартире в одном из лучших районов Парижа. Летнее время семья проводила в Биаррице на вилле «Les Mouettes», которую приобрели родители Михаила Осиповича Цетлина (М.О.Ц.) На эту виллу в свое время был приглашен Валентин Серов, чтобы нарисовать портрет Марии Самойловны Цетлиной-Тумаркиной( М.С.)
Несколькими годами ранее, примерно в 1906 году, отец Михаила Цетлина — Осип Сергеевич Цетлин, будущий тесть Марии, встретил знаменитого русского портретиста в парижском ресторане «Prunier». Узнав, что Серов, среди клиентов которого были Николай II и сливки российского общества, получал по 5000 рублей за картину независимо от количества натурщиков, Осип Сергеевич предложил ему втрое большую сумму для создания группового портрета своей семьи. Серов должным образом согласился рассмотреть его предложение.
Три года спустя Серов и семья Цетлин вместе с красавицей Марией Тумаркиной, случайно встретились в «Prunier». На этот раз к столу подошел Серов, попросив разрешения нарисовать Марию, и в случае такого разрешения будет, он пообещал нарисовать всю семью Цетлиных бесплатно. Этот инцидент стал еще более необычным, если учесть, что финансовое положение Серова к этому времени было далеко не блестящим.
Осип Сергеевич согласился передать просьбу отцу Марии. Через четыре месяца Мария Тумаркина вышла замуж за Михаила Осиповича Цетлина, и вскоре после этого написала Серову письмо с просьбой о создании портрета.
Вот как записывает Александра Николаевна Прегель со слов матери рассказ об этом событии:
“М.О.Ц. очень хотел, чтобы портрет М.С. был написан хорошим художником. Они были знакомы с Серовым еще раньше, в Москве, но не близко. Их приятельница, молодая художница (мама не помнит, была ли это Ангелина Теплова, которая была потом женой Диего Ривера или другая Ольга, но мама не уверена,) очень советовала обратиться к Серову. Они тоже этого хотели, но не знали, возможно ли это.
Пошли письма и телеграммы в Москву. Несмотря на то, что они были знакомы, Серов попросил прислать фотографии М.С. И только после их получения согласился окончательно.

М.С. и М.О. жили тогда в Биаррице, куда Серов и приехал к ним.
М.С. его встретила в простом черном платье. Его устроили в предназначенной ему комнате. Серов попросил М.С. одеть по очереди все ее платья и остановился на том, в котором она его встретила на вокзале.
Мать позировала ему с небольшими перерывами с раннего утра и до захода солнца. По вечерам, сидя за столом, он делал с нее наброски карандашом, а М.О. читал им вслух прозу и стихи (Серов очень любил русскую литературу).

М.С. считает, что отличительными чертами Серова были скромность, (в жизни, во вкусах) и в оценке самого себя и неудовлетворённость собой и своей работой.
Хотя он назначал дорогие цены за портреты, у М.С. осталось впечатление, что ему жилось не легко (много детей, болезни их и воспитание, обучение и т. д. Кажется, один сын был больным).
Портрет М. С. Серов писал несколько недель: 4 — 5, с перерывом на неделю, когда он поехал из Биаррицa в Испанию. Из Биаррица Серов, М.С. и М.О. вернулись вместе в Париж.
Серов назначил день отъезда считая, что портрет будет готов. Утром этого дня он еще работал, а когда пришли упаковщики, то попросил их подождать, т.к. надо еще что-то прибавить (он не мог «окончить» по выражению М.С.)
