… близкие отношения с поэтом не помешали Чекрыгину с непримиримостью смотреть на отношения Маяковского с Лилей Брик и ее супругом Осипом Бриком. Когда Маяковский с Бриками приезжал к Чекрыгину на дачу в Пушкино, художник обычно бурчал себе под нос: «Вот, приехала Бричка с двумя седоками…
Василий Николаевич Чекрыгин (6/18 января 1897, Жиздра, Калужской губернии — 3 июня 1922, ст. Мамонтовская) детство провёл в Киеве, обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. В тринадцать лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Скандальные выставки и лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение: он отправляется в Европу. Вернувшись, уходит на фронт. В начале 1920-х гг. творчество художника переживает расцвет; от этого времени дошло до нас почти полторы тысячи его рисунков. В 1920 г Василий Чекрыгин женится на Вере Викторовне Беренштам-Котовой.
Зиму 1921-22 гг. художник с женой и новорожденной дочкой прожил в Пушкино на даче своего тестя. 3 июня 1922 г. на перегоне Пушкино-Мамонтовка при «загадочных обстоятельствах» попал под поезд и трагически погиб талантливый молодой художник Василий Николаевич Чекрыгин. На самом деле ничего загадочного здесь не было. По воспоминаниям Л.Ф. Жегина, непосредственным толчком к трагедии была банальная «…ссора с тещей, угрюмой и своенравной, смотревшей на него как на какое-то инородное тело, случайно попавшее в их семейство. Был день Константина и Елены — именины брата и сестры Веры Викторовны Чекрыгиной (жены художника). Праздник справлялся в Пушкине, куда и приехали родственники и гости. Разгоряченный вином, обидевшись на какое-то замечание тещи, Чекрыгин разорвал железнодорожные билеты и пешком направился на Мамонтовку, где находилась другая дача его тестя.
Чекрыгин погиб, пытаясь вскочить на подножку мчавшегося поезда. Было 9 часов вечера. Поезд остановили. В одном из вагонов оказалась жена Чекрыгина. Он еще дышал, но был без памяти. Правая нога была отрезана по щиколотку, левая — раздроблена, на голове, у затылка, небольшая ссадина. Лицо спокойное, с обычной улыбкой, глаза полуоткрытые. Я увидел его уже в гробу. Никогда не забуду этого прекрасного, как бы преобразившегося лица. Таким он был, едва касаясь грубой стихии повседневности, всегда какой-то просветленный, таким и ушел в вечность. Его похоронили 6 июня на кладбище в Мамонтовке, на опушке леса. (Место это сейчас не существует — она покрыто водой канала Москва-Волга). Кроме жены и ее родственников его провожали немногочисленные друзья, приехавшие из Москвы… В деревянный крест была вмонтирована фотография с рублевской «Троицы».
Художник Н.М. Чернышев писал: «4 июня, в Троицын день Жегин пришел ко мне с ошеломляющей вестью о трагической смерти Чекрыгина. Он долго не мог вымолвить ни слова. Накануне, в 9 часов вечера наш Василий Николаевич на ходу вскочил на подножку поезда и мгновенно погиб. Наутро Духова дня мне пришлось присутствовать при обмывании его тела в Мытищинской больничной часовне и класть Василия Николаевича в гроб и его отрезанную ступню. 5-го отпевание и похороны в Пушкине, на сельском кладбище (Акуловском). В воскресенье 11 июня в церкви Флора и Лавра на Мясницкой была отслужена общественная панихида»…
Ровно через девяносто девять лет после гибели Василия Чекрыгина, одного из самых знаковых художников XX века, и благодаря титаническим усилиям священника Андрея Дударева утерянная могила вновь обретена. (И.П.)