«Каждая религия, каждая философия, каждая наука и каждая деятельность извлекает всё, что в них есть истинного и прекрасного из Божественной Мудрости, но ни одна из них не может претендовать на владение этой мудростью». (Анна Безант)
.Калужское отделение Российского теософского общества, несмотря на его небольшой состав, было самым значительным после Санкт-Петербургского благодаря своему президенту Елене Фёдоровне Писаревой и её семье.
Елена Фёдоровна Писарева (1853-1944) была одним из первых членов и сотрудников Теософского общества в России, ее вице-презедентом. Имя и фамилия при рождении — Луиза Фридриховна-Вильгельмовна Штюрмер (лютеранка, немка). Она была дочерью Петропавловского городничего, майора Федора Ивановича Штюрмера. Умерла в Женеве 4 августа 1944 года. Вышла замуж за отставного прапорщика, кандидата агрономии Николая Васильевича Писарева в 1874 году.
В 17 лет она уехала в Германию, где изучала педагогику в Гейдельбергском университете и впитывала немецкую культуру, оказавшую влияние на её дальнейшую теософскую работу. Получила хорошее образование. Свободно владела несколькими языками, в том числе английским, французским.
После брака с дворянином Николаем Васильевичем Писаревым (1844-1919) жила по месту работы мужа на заводе Роше Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии. Вела просветительскую работу среди рабочих, высказывала критические мысли о существующих порядках, за что попала в поле зрения полиции. С сентября 1878 года Елена Федоровна «подчинена негласному надзору полиции». С мая 1879 года Елена Федоровна жила в имении мужа Подборки Перемышльского уезда (ныне Козельского района) Калужской губернии. Здесь она пытается сблизиться с крестьянами, общается с политически неблагонадежными лицами и за “вредный образ мыслей” вновь попадает под негласный надзор полиции.
Стараниями Писаревых деревня Подборки превращается в центр окружных деревень, где постоянно кипела жизнь. Писаревы держали много скота и молочный завод, где изготовляли масло, сыр. Товар возили в Калугу. А на пруду в имении летом была лодочная станция, зимой же устраивался каток. Николай Васильевич делал много для улучшения жизни крестьян. Он очень любил народные песни. Когда заготавливали корма, во время сенокоса и полевых работ крестьяне часто пели песни. Так он специально приходил их послушать.
В 1901 г. Писарева познакомилась с теософией, в следующем году вступила в Теософское общество и сразу же занялась активной пропагандой Теософии в России. Она была знакома со многими ведущими теософами Европы, но особенно была связана с Германским Теософским обществом, будучи почитательницей возглавлявшего его Рудольфа Штейнера и популяризатором его работы в России.
В то время ведущей фигурой в российской Теософии была Анна Алексеевна Каменская, с которой Писарева была связана всю оставшуюся жизнь и которой глубоко восхищалась. Писарева впервые начала проводить теософские собрания для заинтересованных друзей в Калуге в 1906 году. Осенью 1909 года чета Писаревых переехала в дом 11 на улицу Воскресенскую, где и разместилась штаб-квартира теософского общества, насчитывавшего около двадцати членов.
Она была знакома с Марией фон Штраух и являлась близким другом Анны Философовой. Елена Писарева поддерживала связи с рядом выдающихся русских мыслителей и духовных деятелей, включая Льва Толстого. 29 июня 1908 года Анна Каменская и Елена Писарева совершили паломничество в усадьбу Толстого «Ясная Поляна», чтобы обсудить вопросы буддизма и судьбы России. Толстой также переписывался с Николаем, мужем Елены Писаревой.
Была близко знакома с Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским и его женой Зинаидой Гиппиус, критиком Дмитрией Философовым, Максимилианом Волошининым и Маргаритой Сабашниковой.
Часто путешествуя, она имела широкие контакты с европейскими теософами и была знакома со многими выдающимися деятелями в мире музыки и искусства.
Литературные произведения, вышедшие из-под пера Писаревой, составляют внушительный том. Она интенсивно переводила теософскую литературу на русский язык. Ей также принадлежит биографический очерк Елены Петровны Блаватской.
Дочь Писаревой, Наталья, также была вовлечена в движение как переводчик теософских текстов; со временем она вышла замуж за итальянского теософа Пиетро Бокка и уехала в 1922 за границу в г. Ундино вместе с матерью.
В 1924 г. Елена Писарева основала «Союз служения России», имевший филиалы во многих странах. Кредо Союза: «Я верю в Бога, я верю в победу Блага, я верю в воскрешение России». Это общество занималось изучением православия, русского фольклора, искусства, литературы, музыки и поощрением ремесел.
Родовое поместье Писаревых, под городом Калуга на Оке, расположенным примерно в 100 милях к юго-западу от Москвы. Каждое лето Подборки, расположенные в 20 километрах от Оптиной пустыни, превращались в центр теософской жизни. Семья Писаревых предложила своё загородное поместье в качестве теософского центра.
Анна Каменская с 1903 года проводила там летние месяцы и писала об этом позднее: «С годами «Подборки» стал духовным центром, в котором проводилась активная теософская работа; к нему тянулись ищущие и устремлённые сердца». «Подборки» стал российской версией штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре (Мадрас).
После большевистской революции в октябре 1917 г., жизнь в России для Писаревой делалась всё труднее и труднее. В 1922 г. ей удалось вырваться в Италию, где проживали и другие эмигранты из России. Там она продолжила свою литературную теософскую работу и занятия в Эзотерической школе. Она и Анна Каменская были наиболее видными фигурами в Российском Теософском обществе вне России. Последним из её опубликованных переводов была книга Джорджа Арундейла «Гора Эверест: её духовное достижение», ныне очень редкая.
Её муж, Николай Писарев (секретарь Калужского отделения), владел издательством «Лотос» — первой теософской типографией в России. Общество вело большую издательскую деятельность через издательство “Лотос” и издательства Москвы, С.-Петербурга, Риги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт, 1909), имело огромный авторитет среди теософов России. С 1905 по октябрь 1917 «Лотос» опубликовал 21 издание; его типография и весь инвентарь были разгромлены большевиками.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент записей из дневника Анны Каменской, датируемый 1919 годом.
19 Января. Петроград.
Пришла телеграмма из Калуги: Николай Васильевич Писарев ушел из физического плана. Мир праху твоему, дорогой брат! Семнадцать лет тому назад, когда только что рождалось Теософическое движение в России, Елена Федоровна Писарева примкнула к движению, стала переводить теософические сочинения на русский язык и скоро образовала в Калуге Теософический кружок, ставший со временем Калужским Отделением Р.Т.О. Одним из первых членов кружка был Николай Васильевич Писарев, вступивший немедленно на путь активного служения. Будучи издателем книг и брошюр, подготовленных к печати женой своей, Е. Ф. Писаревой, он основал книгоиздательство «Лотос», в котором он был одновременно издателем, корректором, представителем, агентом и отправителем. Его величайшей радостью была переписка с интересующимися лицами, высылавшими ему свои заказы из разных захолустьев. Он волновался их вопросами, радовался их радостью, переживал с ними их недоумения и затруднения. И еще больше радовался он появлению в своем доме кого-либо из своих далеких корреспондентов, которые всегда встречали у него самый радушный прием.
Николай Васильевич был другом всем, и в его доме можно было встретить людей самых различных типов и направлений. Всех он умел согреть, приласкать, успокоить и со всеми душевно беседовать часами, не жалея своих сил и времени. Под его скромной и крепкой внешностью жил пламенный пропагандист, который не пропускал ни одного случая, чтобы заронить в душу светлую мысль и дать духовную помощь. В качестве главного агента Страхового общества в Калуге, он соприкасался со всей губернией, и, таким образом, через него весть Теософии широко распространялась в провинции, и многие души почерпнули в них новые силы и вдохновение для работы.
Кроме того, Николай Васильевич приглашал летом в свое поместье Подборки пионеров движения, которые здесь встречались, отдыхали и работали. Постепенно в Подборках организовались группа работников, сыгравшие видную роль в истории теософического движения. И все, кто когда-нибудь бывал в Подборках, не забудут никогда той ласки и любви, которая их там встречала, окружая самым Тонким и нежным вниманием. Это было гостеприимство широкое и задушевное, полное глубокого очарования, искреннее и простое, предоставлявшее гостям беспредельную свободу и окружавшее их непрестанным, любящим вниманием.
Хороши были липы, тополи и река Подборок, хорош старый патриархальный дом, но любовь и ласка гостеприимных хозяев были самым великим очарованием их, и многие души почерпнули в них новые силы и вдохновение для работы.
Николай Васильевич был человек, исполненный идеализма, это был «праведник» в полном смысле этого слова, но особенно ярко говорила в нем любовь, которая выражалась как нежное сочувствие всему живому. Он был страстный любитель естественных наук, наслаждался микроскопом, и в то же время был пламенный садовник. Его любимым занятием было рассадка и поливка цветов в деревне, тихая работа в саду, озаренном утренним солнцем.
И радостно приносил он друзьям плоды своих трудов: живые розы, пионы, гелиотропы, резеду и душистый горошек, которые цвели под нашими окнами. Он любил долго сидеть на балконе в тихие летние вечера и любоваться видами на луга и леса, уходившие в голубой горизонт. «Я счастлив, — говорил он, любуясь, — что Подборки, этот тихий приют, стали невидимым, но важным центром для большой работы Духа. Я горжусь, что здесь работают пионеры-теософы и я верю, что Господь благославит их труды. Постоянно благодарю Бога, что он дал мне возможность хоть этим помочь великому делу Теософии».
Заглавное фото:члены Теософского общества России на отдыхе в Подборках. Нач. 20 в. Фото из архива семьи Писаревых