«Каждая религия, каждая философия, каждая наука и каждая деятельность извлекает всё, что в них есть истинного и прекрасного из Божественной Мудрости, но ни одна из них не может претендовать на владение этой мудростью». (Анна Безант)

Члены Теософского общества России на отдыхе в Подборках. Нач. 20 в. Фото из архива семьи Писаревых.

Калужское отделение Российского теософского общества, несмотря на его небольшой состав, было самым значительным после Санкт-Петербургского благодаря своему президенту Елене Фёдоровне Писаревой и её семье.
Елена Фёдоровна Писарева (1853-1944) была одним из первых членов и сотрудников Теософского общества в России, ее вице-презедентом.  Имя и фамилия  при рождении — Луиза Фридриховна-Вильгельмовна Штюрмер (лютеранка, немка). Она была дочерью Петропавловского городничего,  майора Федора Ивановича Штюрмера.  Умерла в Женеве 4 августа 1944 года. Вышла замуж за отставного прапорщика, кандидата агрономии Николая Васильевича Писарева в 1874 году.
В 17 лет она уехала в Германию, где изучала педагогику в Гейдельбергском университете и впитывала немецкую культуру, оказавшую влияние на её дальнейшую теософскую работу. Получила хорошее образование. Свободно владела несколькими языками, в том числе английским, французским.
После брака с дворянином Николаем Васильевичем Писаревым (1844-1919) жила по месту работы мужа на заводе Роше Шлиссельбургского уезда Петербургской губернии. Вела просветительскую работу среди рабочих, высказывала критические мысли о существующих порядках, за что попала в поле зрения полиции. С сентября 1878 года Елена Федоровна «подчинена негласному надзору полиции». С мая 1879 года Елена Федоровна  жила в имении мужа  Подборки Перемышльского уезда (ныне Козельского района) Калужской губернии. Здесь она пытается сблизиться с крестьянами, общается с политически неблагонадежными лицами и за “вредный образ мыслей” вновь попадает под негласный надзор полиции.
Стараниями Писаревых деревня Подборки превращается в центр окружных деревень, где постоянно кипела жизнь. Писаревы держали много скота и молочный завод, где изготовляли масло, сыр. Товар возили в Калугу. А на пруду в имении летом была лодочная станция, зимой же устраивался каток. Николай Васильевич делал много для улучшения жизни крестьян. Он очень любил народные песни. Когда заготавливали корма, во время сенокоса и полевых работ крестьяне часто пели песни. Так он специально приходил их послушать.

Анна Каменская и Елена Писарева

В 1901 г. Писарева познакомилась с теософией, в следующем году вступила в Теософское общество и сразу же занялась активной пропагандой Теософии в России. Она была знакома со многими ведущими теософами Европы, но особенно была связана с Германским Теософским обществом, будучи почитательницей возглавлявшего его Рудольфа Штейнера и популяризатором его работы в России.
В то время ведущей фигурой в российской Теософии была Анна Алексеевна Каменская, с которой Писарева была связана всю оставшуюся жизнь и которой глубоко восхищалась. Писарева впервые начала проводить теософские собрания для заинтересованных друзей в Калуге в 1906 году. Осенью 1909 года чета Писаревых переехала в дом 11 на улицу Воскресенскую, где и разместилась штаб-квартира теософского общества, насчитывавшего около двадцати членов.
Она была знакома с Марией фон Штраух и являлась близким другом Анны Философовой. Елена Писарева поддерживала связи с рядом выдающихся русских мыслителей и духовных деятелей, включая Льва Толстого. 29 июня 1908 года Анна Каменская и Елена Писарева совершили паломничество в усадьбу Толстого «Ясная Поляна», чтобы обсудить вопросы буддизма и судьбы России. Толстой также переписывался с Николаем, мужем Елены Писаревой.
Была близко знакома с Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским и его женой Зинаидой Гиппиус, критиком Дмитрией Философовым, Максимилианом Волошининым и Маргаритой Сабашниковой.
Часто путешествуя, она имела широкие контакты с европейскими теософами и была знакома со многими выдающимися деятелями в мире музыки и искусства.
Литературные произведения, вышедшие из-под пера Писаревой, составляют внушительный том. Она интенсивно переводила теософскую литературу на русский язык. Ей также принадлежит биографический очерк Елены Петровны Блаватской.
Дочь Писаревой, Наталья, также была вовлечена в движение как переводчик теософских текстов; со временем она вышла замуж за итальянского теософа Пиетро Бокка и уехала  в 1922 за границу  в г. Ундино вместе с матерью.
В 1924 г.  Елена Писарева основала «Союз служения России», имевший филиалы во многих странах. Кредо Союза: «Я верю в Бога, я верю в победу Блага, я верю в воскрешение России». Это общество занималось изучением православия, русского фольклора, искусства, литературы, музыки и поощрением ремесел.

Село Подбоки Калужской области

Родовое поместье Писаревых, под городом Калуга на Оке, расположенным примерно в 100 милях к юго-западу от Москвы. Каждое лето Подборки, расположенные в 20 километрах  от Оптиной пустыни,   превращались в центр теософской жизни. Семья Писаревых предложила своё загородное  поместье  в качестве теософского центра.
Анна Каменская с 1903 года проводила там летние месяцы и писала об этом позднее: «С годами «Подборки» стал духовным центром, в котором проводилась активная теософская работа; к нему тянулись ищущие и устремлённые сердца». «Подборки» стал российской версией штаб-квартиры Теософского общества в Адьяре (Мадрас).
После большевистской революции в октябре 1917 г., жизнь в России для Писаревой делалась всё труднее и труднее. В 1922 г. ей удалось вырваться в Италию, где проживали и другие эмигранты из России. Там она продолжила свою литературную теософскую работу и занятия в Эзотерической школе. Она и Анна Каменская были наиболее видными фигурами в Российском Теософском обществе вне России. Последним из её опубликованных переводов была книга Джорджа Арундейла «Гора Эверест: её духовное достижение», ныне очень редкая.

Здание издательства Лотос в Калуге

Её муж, Николай Писарев (секретарь Калужского отделения), владел издательством «Лотос» — первой теософской типографией в России. Общество вело большую издательскую деятельность через издательство “Лотос” и издательства Москвы, С.-Петербурга, Риги, поддерживало связи с другими теософскими обществами России, участвовало в международных конференциях теософов (например, Будапешт, 1909), имело огромный авторитет среди теософов России. С 1905 по октябрь 1917 «Лотос» опубликовал 21 издание; его типография и весь инвентарь были разгромлены большевиками.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент записей из дневника Анны Каменской, датируемый 1919 годом.

19 Января. Петроград.
Пришла телеграмма из Калуги: Николай Васильевич Писарев ушел из физического плана. Мир праху твоему, дорогой брат! Семнадцать лет тому назад, когда только что рождалось Теософическое движение в России, Елена Федоровна Писарева примкнула к движению, стала переводить теософические сочинения на русский язык и скоро образовала в Калуге Теософический кружок, ставший со временем Калужским Отделением Р.Т.О. Одним из первых членов кружка был Николай Васильевич Писарев, вступивший немедленно на путь активного служения. Будучи издателем книг и брошюр, подготовленных к печати женой своей, Е. Ф. Писаревой, он основал книгоиздательство «Лотос», в котором он был одновременно издателем, корректором, представителем, агентом и отправителем. Его величайшей радостью была переписка с интересующимися лицами, высылавшими ему свои заказы из разных захолустьев. Он волновался их вопросами, радовался их радостью, переживал с ними их недоумения и затруднения. И еще больше радовался он появлению в своем доме кого-либо из своих далеких корреспондентов, которые всегда встречали у него самый радушный прием.

Дом Ольги Карловны Гончаровой, жены племянника Натальи Николаевны Пушкиной, квартиру в котором снимала семья Писаревых

Николай Васильевич был другом всем, и в его доме можно было встретить людей самых различных типов и направлений. Всех он умел согреть, приласкать, успокоить и со всеми душевно беседовать часами, не жалея своих сил и времени. Под его скромной и крепкой внешностью жил пламенный пропагандист, который не пропускал ни одного случая, чтобы заронить в душу светлую мысль и дать духовную помощь. В качестве главного агента Страхового общества в Калуге, он соприкасался со всей губернией, и, таким образом, через него весть Теософии широко распространялась в провинции, и многие души почерпнули в них новые силы и вдохновение для работы.
Кроме того, Николай Васильевич приглашал летом в свое по­местье Подборки пионеров движения, которые здесь встречались, отдыхали и работали. Постепенно в Подборках организовались группа работников, сыгравшие видную роль в истории теософичес­кого движения. И все, кто когда-нибудь бывал в Подборках, не за­будут никогда той ласки и любви, которая их там встречала, окружая самым Тонким и нежным вниманием. Это было гостеприимство широкое и задушевное, полное глубокого очарования, искреннее и простое, предоставлявшее гостям беспредельную свободу и окружавшее их непрестанным, любящим вниманием.

Развалины усадебного дома в Подборках

Хороши были липы, тополи и река Подборок, хорош старый патриархальный дом, но любовь и ласка гостеприимных хозяев были самым великим очарованием их, и многие души почерпнули в них новые силы и вдохновение для работы.
Николай Васильевич был человек, исполненный идеализма, это был «праведник» в полном смысле этого слова, но особенно ярко говорила в нем любовь, которая выражалась как нежное сочувствие всему живому. Он был страстный любитель естественных наук, нас­лаждался микроскопом, и в то же время был пламенный садовник. Его любимым занятием было рассадка и поливка цветов в деревне, тихая работа в саду, озаренном утренним солнцем.

Окресности села Подборки

И радостно при­носил он друзьям плоды своих трудов: живые розы, пионы, гелиотропы, резеду и душистый горошек, которые цвели под нашими ок­нами. Он любил долго сидеть на балконе в тихие летние вечера и любоваться видами на луга и леса, уходившие в голубой горизонт. «Я счастлив, — говорил он, любуясь, — что Подборки, этот тихий при­ют, стали невидимым, но важным центром для большой работы Ду­ха. Я горжусь, что здесь работают пионеры-теософы и я верю, что Господь благославит их труды. Постоянно благодарю Бога, что он дал мне возможность хоть этим помочь великому делу Теософии».


Присоединиться к нам на Facebook