Евгений Деменок 

СловоНово: «Русские сезоны» Марата Гельмана
в черногорской Будве

 

Марату Гельману вновь удалось невозможное. После двух лет пандемийного безвременья он возродил легендарный Форум русской культуры «СловоНово». В последнюю неделю сентября в черногорскую Будву съехалось более ста пятидесяти участников и гостей форума – из России и Украины, Беларуси и Латвии, Швейцарии и Италии, Израиля и Великобритании, Чехии и США, Канады и Франции, Германии и Словении, Сербии и Кипра.

…Говорим про то да сё:
Что сегодня «Словоново»,
А не Пушкин — наше всё.

Уверен, я перечислил не все страны. Но что страны – главное ведь имена! В плотности знаковых имён со «СловоНово» вряд ли может сравниться какой-либо другой русскоязычный форум или фестиваль. В этом году в Будве выступили Михаил Шишкин и Людмила Улицкая, Андрей Макаревич и Полина Осетинская, Лев Рубинштейн и Томас Венцлова, Виктор Ерофеев и Псой Короленко.
А вот имена приехавших на «СловоНово» поэтов: Алексей Цветков и Бахыт Кенжеев, Александр Дельфинов и Анна Гальберштадт, Андрей «Орлуша» Орлов и Вера Павлова, Всеволод Емелин и Олег Озарянин, Сергей Гандлевский и Дмитрий Веденяпин, Юрий Гуголев и Татьяна Щербина, Линор Горалик и Елена Фанайлова, Леонид Шваб и Фёдор Сваровский, Дмитрий Кузьмин и Вадим Волков. В поэтическом слэме приняли участие Александр Дельфинов,  Анна Русс, Андрей Родионов, Кирилл Марков. Какой поэтический фестиваль может похвастать подобным составом участников?


Но «СловоНово» гораздо шире. В его рамках открылся целый ряд выставок, центральной из которых был, вне всякого сомнения, проект Виталия Комара и Александра Меламида «Ностальгический соцреализм». Кроме этого, на трёх этажах Dukley Gardens разместились выставки живущего в Израиле Семёна Файбисовича, живущего в Омске Дамира Муратова, украинцев Винни Реунова и Нины Мурашкиной, венецианцев Кати Марголис и Андрея Бильжо, живущего в Словении украинского художника Эдуарда Бельского, одесситов Игоря Гусева и Ирины Озаринской, резидентов итальянского Stone Oven House и целой группы художников из Беларуси: Владимира Цеслера, Натальи Залозной, Алеся Фалея, Сергея Гриневича, Андрея Бусела, группы EG, Максима Тыменько.
Хорошей традицией «СловоНово» стали презентации новых книг. На сей раз их представили Андрей Бильжо и Катя Марголис, Сергей Соловьёв. Также и мне представилась счастливая возможно рассказать о книге вышедшей в серии ЖЗЛ «Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения».

Но и это далеко не всё. Участники и гости форума услышали совершенно потрясающие концерты Полины Осетинской, легендарного основателя «Джа Дивижн» Герберта Моралеса и не нуждающихся в представлениях Андрея Макаревича и Псоя Короленко. Приняли участие в круглых столах и дискуссиях, вот лишь несколько из них:  «Искусство принадлежит народу художнику. Об ответственности творца», «Проблема культуры в период трансформации. Беларусь и Украина», «Наука как культура», «А теперяки под заводом сидят» Какие перспективы у авангарда сегодня», «Новое средневековье – спасет ли диаспора русскую культуру?», «Пандемия во время жизни». А поздно вечером и рано утром легендарный кинодокументалист Виталий Манский представлял фильмы из программы «Артдокфеста».

Как всё это смогло уместиться в одну неделю – сложно себе представить. Но уместилось – благодаря таланту и энергии Марата Гельмана, его единомышленников и команды. Организованный ими форум «СловоНово» — единственная и уникальная площадка, где живущие за пределами своей страны россияне, а также украинцы, беларусы – все те, кому важно не только сохранение, но и развитие культуры – могут обменяться мнениями, посетить выставки, литературные вечера, концерты и, конечно, увидеть друзей. Это своеобразные «Русские сезоны» Гельмана, пока достаточно камерные, но с огромным интеллектуальным потенциалом и большими планами.


«Мы обязательно вернем так называемую “русофилию” — на второй форум мы приглашали иностранцев, которые крепко связаны с русской культурой: это переводчики, бывшие и нынешние культурные атташе в России», — сказал Марат Гельман в интервью лондонскому журналу «ZIMA». Есть идея создания театральной площадки и творческого объединения: «Будва — прекрасное место, возможно, лучшее на земле, но нормальной театральной площадки здесь нет. Так что будем думать. Есть вариант уличного театра, тогда можно сделать что-то в Будве, но это сокращает количество вариантов. Можно в другом городе, например, в Берлине, где много русских театров. В общем, есть над чем подумать. Я рад тому, что у нас есть общественный совет. Раньше я самостоятельно принимал решения, а теперь буду предлагать».
Ну что же, «Ноев ковчег» по спасению русской культуры за рубежом плывёт и принимает на борт новых пассажиров.

***

Фоторепортаж с форума русской культуры «СловоНово-2021»



Присоединиться к нам на Facebook