Софья Сарьян. Арам Хачатурян – Лазарь Сарьян. Преемственность

И если в свое время художник советовал Лазарю не заниматься живописью, а идти в музыку, чтобы избежать собственного влияния и быть самостоятельным творцом, то испытав благотворное влияние Арама Хачатуряна, молодой композитор достаточно быстро встал на путь индивидуального самовыражения.

                                                          Мое сознание музыканта и деятеля армянского искусства всегда было
связано с именами догорих мне армян-композиторов,

и среди этих имен Лазарь Сарьян всегда
со мной и всегда особенный.

А. И. Хачатурян
Имя Арама Хачатуряна связано с новой эпохой как в армянской, так и в мировой музыкальной культуре XX века. Его могучий гений создавал традицию, школу.  И к счастью для всех нас поддержать и продолжить его новаторские устремления вовремя, а точнее в 40-50-ые годы пришла плеяда армянских композиторов, которых по аналогии с русской «Могучей кучкой» принято называть «Армянской пятеркой». Четырем из них Арно Бабаджаняну, Александру Арутюняну, Эдуарду Мирзояну и Адаму Худояну Арам Ильич непосредственно давал уроки в действующей в 1946-48 гг. в Москве Музыкальной студии при Доме культуры Армении. А судьба Лазаря Сарьяна сложилась иначе.
Лазарь и Аракси Сарьян.1981.
Лазарь Сарьян — народный артист Армянской ССР и Советского Союза, лауреат Государственной премии, профессор. Будучи сыном великого художника XX века Мартироса Сарьяна, своей особой индивидуальностью, ярким музыкальным дарованием, высокой человеческой культурой Лазарь Мартиросович опроверг распросраненное мнение о том, что на втором покалении гений отдыхает. Надо вспомнить, что и дед композитора, Газарос Агаян, был известным армянским писателем и педагогом. Тем самым  Лазарь Сарьян был творцом в третьем поколении. Кстати говоря, 2020 год был юбилейным для всех троих: исполилось 180-летие Г. Агаяна, 140-летие М.Сарьяна и 100-летие Л.Сарьяна.
С малых лет Зарик (так звали Лазаря дома) часто слушал армянские народные песни в исполнении матери Лусик Агаян-Сарьян и дяди — фольклориста, музыковеда Мушега Агаяна. С трех лет будущий композитор пел вместе с ними, проявляя музыкальные способности. Начальное образование получил в группе для одаренных детей при Ереванской консерватории, где его одноклассниками были Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян. Год спустя к ним присоединился Эдуард Мирзоян. Позднее — Адам Худоян. Начавшаяся еще в школьные годы, их дружба продолжалась в течение всей жизни, став историей дружбы и творческих связей «Армянской пятерки».
В 1938 году Лазарь Сарьян и Арно Бабаджанян поступили в Московское музыкальное училище им. Гнесиных. Однако спустя год, в 1939 году музыкальное образование Лазаря Сарьяна было прервано: сначала он был призван на военную службу в ряды Красной армии, служил в окрестностях Львова, а как только началась Великая Отечественная, был направлен на передовую линию — в Украину. Старший сержант 7-го Зенитно-пулеметного полка Л. Сарьян был назначен командиром расчета. Но и здесь он проявил свой музыкальный талант, и позднее рассказывал с некоторым недоумением, что сбив фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88» был награжден медалью «За боевые заслуги», а более высокую награду — «Красную звезду», получил «за музыку».
А началось все с того, что в одном из сельских Домов культуры обнаружили новенький баян, и комиссар полка М. Грибенюк приказал Сарьяну овладеть им, как оружием, за три дня. Так Лазарь стал создателем и руководителем худжественной самодеятельности полка, писал песни, исполнял их, играя на баяне.
В 1944 году, после освобождения Киева,  ансамбль 7-го Киевского корпуса ПВО под руководством Л.Сарьяна участвовал на смотре художственной самодеятельности Юго-западного фронта в Москве. На успех не рассчитывали: на конкурсе участвовали бравые фронтовые ансамбли. Но жюри во главе с Исааком Дунаевским присудило им первую премию, отметив, что от их выступления «пахло порохом» и зал наполнился фронтовым духом. После конкурса Лазарю Сарьяну был дан приказ остаться в ансамбле Юго-западного фронта, где он руководил всей музыкальной частью, играл на баяне, писал песни, аккомпонировал певцам и танцорам. Ансамбль ездил по частям, поднимая дух бойцов, воспевая героические подвиги воинов фронта вплоть до самого дня Победы.
После окончания войны Л. Сарьян продолжил свое образование в Московской консерватории. В 1947-1948 годах он учился в классе Д. Шостаковича, затем окончил класс Д. Кабалевского. Оркестровку Лазарь прошел у А. Александрова. Дипломной работой при окончании Московской консерватории была «Симфоническая поэма» для полного оркестра.  Одной из тем поэмы стала мелодия, которая зародилась еще на фронте, когда летевшие при закате вражеские самолеты издали привиделись Лазарю стаей птиц. Арно Бабаджанян с большой радостью и со слезами на глазах поздравил с премьерой этого произведения, сказав, что его друг, прошедший войну, нагнал своих друзей-композиторов и восхитил всех своим сочинением.
Мартирос и Лазарь Сарьяны. 1956.
Как видим, не будучи непосредственным учеником А. Хачатуряна Лазарь Сарьян принадлежал к той же школе, что и Арам Ильич – Гнесинское училище и Московская консерватория, учился у великого единомышленника Хачатуряна  — Шостаковича.
Но творческая фигура Арама Ильича была настолько яркой и притягательной, что воздействие ее было намного шире и глубже, чем просто обучение, как он сам выражался «законам музыки». И прежде всего новаторское соединение профессионального и народного творчества в интонационном многообразии симфонического оркестра создавало невероятный темперамент и колорит музыкальной мысли, отголоски которой слышны были уже в дипломной «Симфонической поэме» Лазаря Сарьяна. Присущие музыке Хачатуряна дух борьбы, стремление к свету, жизнеутверждающая энергетика, сочетание лиризма с драматизмом, выраженные в особом Восточном ключе, были сродни Сарьяну – сыну Сарьяна.

И если в свое время художник советовал Лазарю не заниматься живописью, а идти в музыку, чтобы избежать собственного влияния и быть самостоятельным творцом, то испытав благотворное влияние Арама Хачатуряна, молодой композитор достаточно быстро встал на путь индивидуального самовыражения.

Между тем, особая любовь к тембровому богатству большого симфонического оркестра осталась основополагающей для творческого мышления Л. Сарьяна. И в этом он достойный преемник великого Хачатуряна. Как позднее писал Эдуард Мирзоян: «Музыка Хачатуряна не «подавляла», а напротив, словно окрыляла, она открывала новые, необозримые горизонты, и тут уже каждый был волен идти по тому пути, который был ближе его сердцу»[1].
Мартирос Сарьян. Дом Сарьяна. 1940 г.
Еще одним заветом Арама Хачатуряна, которому следовал Лазарь Сарьян была киномузыка.  Впервые к этому жанру Арам Ильич обратился еще будучи аспирантом Московской консерватории. Он создал музыку к фильму «Пепо» по предложению режисссера Бек-Назарова. Для характеристики «интимного горя одного человека»[2]  Хачатурян выбрал национальный инструмент дудук[3] и сумел создать образ так ощутимо и зримо, что, как пишет сам композитор, «зритель, не глядя на экран мог бы догадаться, что герой плачет».[4] Музыка, создающая сильные, народные, запоминающиеся образы становилась одной из художественных средств кинематографа, а мелодии так глубоко проникали в память и душу людей, что после сошествия фильма с экрана исполнялись в ряду народных песен. Можно представить какой высокий вкус и морально-этические качества воспитывала в обществе такая роль высокопрофессиональной музыки в кинематографе!  «Музыка в фильме должна быть во всем равноправным компонентом. Она может и подчеркнуть игру актера, мобилизовать его творческие силы, и помочь режиссеру с большей убедительностью выразить свой замысел»[5], — таковы принципы киномузыки Арама Хачатуряна.
Следуя подобной художественно-эстетической роли музыки в кино Лазарь Сарьян в течение 1953-1965 годов работал над музыкой к восьми фильмам киностудии Арменфильм. В их числе популярный фильм «Песня первой любви» (1958), над музыкой к которому он работал вместе с Арно Бабаджаняном: Арно писал песни, а Лазарь всю оркестровую часть. Эти фильмы давно сошли с экрана, но наилучшие фрагмены были переработаны композитором для большого симфонического оркестра под названием «Симфонические картинки». В 1970-е это произведение приобрело большую известность, не раз звучало на гастролях армянских музыкантов в зарубежных странах, в 1973 г. было записано на пластинку в США. Среди недавих исполнений отметим осенний фестиваль 2019 года, посвященный 90-летию Авета Тертеряна, организованный Армянским Государственным Симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна.
Последней работой Лазаря Сарьяна для кино была музыка к фильму «Мартирос Сарьян», в дальнейшем также переработанная им в симфоническое панно «Армения», которое тоже стало одним из наиболее часто исполняемых его произведений. Фрагмент из фильма, где Сарьян-старший пишет цветы на стекле под музыку Сарьяна-младшего постоянно демонстрируется сейчас в мастерской М.Сарьяна, в Доме-музее, вдохновляя посещающих детей и подростков к художественному творчеству.


Начиная с 1966 года Л. Сарьян отдавал предпочтение симфоническому и камерно-инструментальному жанрам. Были созданы «Ария и токката» для скрипки и фортепиано (1966),  Концерт для скрипки с оркестром (1972), Соната для виолончели и фортепиано (1989), Квартет (1986), Три Постлюдии для фортепиано (1990). В 1980 г. в Большом зале Московской консерватории им. Чайковского с большим успехом была исполнена Симфония Л. Сарьяна, под управлением тогда еще молодого Валерия Гергиева, в те годы работавшего с филармоническим оркестром Армении. В прошлом же году в рамках благотворительного концерта гуманитарной инициативы «Аврора», В. Гергиев исполнил симфоническое панно «Армения» с оркестром Мариинского театра в Ереване.
В 1995 г. во французском городе Мец, в зале современной музыки имени Пьера Булеза с большим успехом прозвучала «Пассакалия» (1994) для симфонического оркестра, посвященная памяти дочери композитора — Лусик.
В 1997 году, за несколько месяцев до кончины, Л. Сарьян закончил свое последнее произведение «Andante и Presto», для скрипки и камерного оркестра, посвященное известному скрипачу Эдуарду Татевосяну.
Лазарь Сарьян с дочерьми. 1960-е.
Число произведений Лазаря Сарьяна невелико, о чем он сам всегда думал с большой досадой. Много вермени отнимала работа в Ереванской консерватории, куда еще 1950 году он поступил на работу по приглашению Константина Сараджева[6]. Сначала Л. Сарьян руководил классом оркестровки, затем в 1960-1986 гг. возглавлял консерваторию в должности ректора. Его 26-летняя деятельность отличалась внедрением принципов высокого профессионализма, национального духа, передовых тенденций мирового музыкального искусства. В этот период, как отмечет профессор консерватории Армен Будагян, «в коллективе утверждались высокие нормы культуры,  этики взаимоотношений, ответственного подхода к своей работе»[7]. Ереванская консерватория стала выступать наравне с ведущими музыкальными вузами Советской страны, была на третьем месте после Москвы и Ленинграда. И, как говорила известная пианистка Светланa Навасардян, консерватория тех лет тоже была произведением Лазаря Сарьяна.
Арам Ильич с большим вниманием следил за деятельностью Лазаря Сарьяна и писал ему в своем письме: «Слышал — твой зам. Хачатурян уходит на другую работу, и ты находишься в тревоге. Возьми меня, другого Хачатуряна, взамен. Я неплохо буду работать»[8]. Писем, написанных к Зарику не много, но они очень искренни. В одном из них Арам Ильич просит Зарика содействовать в написании М. Сарьяном письменного отзыва о дипломной работе его сына – Сурена Хачатуряна, который писал о театральных работах Мартироса Сергеевича. Надо отметить, что и с Сарьяном-старшим Хачатуряна связывала особая дружба. Они дружили уже давно.
Мартирос Сарьян. Портрет композитора Арама Хачатуряна, 1944 год, Государственный музей искусства народов Востока.
Его портрет Сарьян создал в 1944 году в своей московской мастерской, когда композитор наигрывал ему на рояле мелодию будущего гимна Советской Армении. В каждый свой приезд в Ереван Арам Ильич посещал Мастера и, входя в его дом, говорил: «Вхожу как в храм».
В продолжении того же письма к Зарику Арам Ильич пишет о себе. И чувствуется, каким близким себе человеком он его считал, мог не скрывая поделиться с ним всем наболевшим. «Я и не мечтал о депутатстве, спокойно жил, когда меня вдруг вместо умершего Тевосяна выдвинули в депутаты на полтора года. Я как депутат сделал все возможное и не возможное – получил для Таллинского района вне лимитов республики 933 тонны водопроводных труб. После этого я ожидал, что меня выберут нормально на полный созыв. Но этого не случилось… Кто-то в Москве сказал, что депутатов надо выбирать из живущих в республике, а не в Москве… Как же Кара-Карев живет в Москве, а пятый раз выбирается. Все это чепуха  и оскорбительно… Извини, что я плачу тебе в жилетку… Может быть я тебе написал то, что не нужно было писать. Но все ровно я пошлю тебе… Горячий мой привет и самые теплые мои чувства. Обнимаю тебя. Твой Арам Хачатурян». (1970 г.)
Велик также вклад Лазаря Сарьяна как педагога. В его творческом классе получили образование такие композиторы, как Тигран Мансурян, Вартан Аджемян, Рубен Саркисян, Рубен Алтунян, Светлана Алексанян и другие. Им Сарьян передал многие творческие традиции Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна.
Примечания:
[1] Арам Хачатурян. Составитель Г. Геодакян. Издательство АН Арм. ССР, Ереван, 1972, стр. 56
[2] Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. Общая редакция И. Е. Попова, «Советский композитор», Москва, 1980, стр. 77
[3] Дудук — музыкальный духовой язычковой инструмент, обладающий мягким певучим звучанием. Дудук представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями и двойной тростью
[4] Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. Общая редакция И. Е. Попова, «Советский композитор», Москва, 1980, стр. 77
[5] Арам Хачатурян. Статьи и воспоминания. Общая редакция И. Е. Попова, «Советский композитор», Москва, 1980, стр.96
[6] Константин Сараджев (также Константин Сараджефф, урожденный Сараджян; 8 октября 1877 – 22 июля 1954) — армянский дирижер и скрипач. Он был сторонником новой русской музыки и дирижировал рядом премьер произведений Петра Ильича Чайковского, Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна.
[7] Армен Будагян. Константин Мелик-Вртанесян. «Артдрук», Ереван, 2016
[8] Рукопись находится в семейном архиве Сарьянов.

Автор: ©Софья Лазаревна Сарьян, главный хранитель Дома-музея М.Сарьяна

 Материалы, размещенные в журнале, публикуются в авторской редакции.

Архив:
Из воспоминаний художника Мартироса Сарьяна: Санаторий «Узкое»


 

Оставьте комментарий