В честь столетия Баухауса гарвардский музей Буша-Райзингера представляет свою обширную коллекцию работ, связанных с «Государственным Домом строительства»

«Баухаус представлял собой нечто столь обширное и современное — это была идеальная инициатива для того момента».


 

Лючия Мохоли, здание Баухауза, Дессау, Германия, 1926 г., серебряно-желатиновая печать.

В честь столетия Баухауса гарвардский музей Буша-Райзингера[1] представляет  свою обширную коллекцию работ,
связанных с «Государственным Домом строительства»

Связь Гарвардского университета с Баухаузом восходит к трем аспирантам. Этот триумвират — Линкольн Кирштейн, Эдвард Варбург и Джон Уокер — основатели Гарвардского общества современного искусства, которые  в 1929 году впервые продемонстрировали  работы таких художников как Бакминстер Фуллер[2].
В 1930 году группа организовала выставку современного немецкого искусства, а позже, в том же году, выставку Баухауза — первую в Соединенных Штатах выставку работ революционной немецкой художественной школы. «Выставка была невелика, но единомышленники получили ссуды от важных нью-йоркских галерей, и Линкольн Кирштейн[3] написал для нее небольшой каталог», — говорит Лаура Мьюир, куратор научных и общественных программ Гарвардского художественного музея. Выставка побывала в Нью-Йорке и Чикаго и привлекла внимание Чарльза Куна, куратора Германского музея Гарварда (ныне Музей Буша-Райзингера) и поклонников Общества. После выставки Кун начал собирать современное немецкое искусство, уделяя особое внимание произведениям Баухауза.

Вильгельм Вагенфельд, Кофейный и чайный сервиз: набор из 5 предметов, 1924–25, латунь с посеребренной ртутью внутренней частью и фурнитурой из черного дерева.

Баухаус был основан в 1919 году с целью развития сотрудничества между изобразительным искусством, дизайном, архитектурой и ремеслами. Хотя он оказал неизгладимое влияние на искусство, он функционировал  всего 14 лет, прежде чем был закрыт в 1933 году под давлением нацистского режима (он считался центром коммунистического интеллектуализма). Как и многие его коллеги, Вальтер Гропиус[4], основатель Баухауза и первый архитектор-директор, бежал из нацистской Германии. После непродолжительного пребывания в Лондоне Гропиус присоединился к архитектурному факультету Гарварда в 1937 году, где до 1952 года возглавлял Высшую школу дизайна.
Перемены в  музее Буша-Райзингера были необходимы: во-первых, музей был основан с коллекцией гипсовых слепков, и Кун хотел сместить акцент на оригинальные работы, но, возможно, что более важно, немецкое искусство по понятным причинам в то время было не в моде. «Как вы понимаете, люди не были так увлечены германской культурой, но примерно в это же время Кун начал собирать коллекцию Баухауза», — говорит Мьюир.


«Баухаус представлял собой нечто столь обширное и современное —
это была идеальная инициатива для того момента».


Через несколько лет был объявлен призыв к пожертвованиям, и к середине 1950-х в коллекции музея Баухауза насчитывалось десять тысяч работ. Сегодня в музее Буша-Райзингера хранится огромный фонд  из 32 000 предметов, связанных с Баухаузом. Он служит ядром музея, и некоторые его экспонаты всегда установлены в его галереях. В 2016 году Гарвардские художественные музеи создали Специальную коллекцию Баухауса, онлайн-ресурс, которые служат постоянно развивающимся цифровым каталогом для коллекции.

  Лючия Мохоли, Bauhaus Masters Housing, Дессау, 1925–26: Гостиная Люсии Мохоли и Ласло Мохоли-Надь, около 1925 г., серебряно-желатиновый отпечаток с ретушью гуашью.

В этом году, чтобы отметить столетие со дня основания Баухауза, музей Буша-Райзингера использует обширный базу  своего цифрового архива и адаптирует его для галереи.
Выставка «Баухаус и Гарвард», которая открывается в Буш-Райзингере 8 февраля и продлится до 28 июля, включает около 200 работ 74 художников. Хотя выставка по-прежнему представляет собой квинтэссенцию обширных фондов музея, она призвана дать более широкое представление о философии Баухауза и творчестве его художников. «Если вы посмотрите на выставочную историю коллекции, то увидите, что прошло около 50 лет с тех пор, как мы рассматривали коллекцию в целом, — говорит Мьюир.
Выставка открывается галереей, посвященной педагогическим практикам Баухауза. Мьюир говорит: «Мы были привержены идее, что Баухаус был прежде всего школой, что, конечно же, относится к нам». Преподаватели школы включали таких уважаемых художников, как Пауль Клее, Йоханнес Иттен, Йозеф Альберс, Ласло Мохоли-Надь, Василий Кандинский, Отто Бартнинг и Герберт Байер, и начали с Воркурса, интенсивного курса, который представил фундаментальные принципы дизайна. В галерее представлены примеры студенческих упражнений, демонстрирующих революционный подход Баухауза, в котором основное внимание уделяется цвету, форме, форме и даже звуку. Их редко можно увидеть, потому что, находясь на бумаге, они чрезвычайно светочувствительны. В одной из последних галерей выставки представлены работы, признающие влияние Баухауза в Соединенных Штатах.
На протяжении всей выставки кладези архива будут использоваться для расширения понимания знакомых работ. Мьюир цитирует инсталляцию знаменитого кресла Club (B3) Марселя Брейера (спроектированного в 1925 году, изготовленного в 1929–1932 годах, из никелированных стальных труб и современного холста) во второй галерее выставки, посвященной домашнему интерьеру.
Рекламные объявления Герберта Байера, а также образцы ткани из ткацкой мастерской Баухауза и фотографии Люсии Мохоли, жены Мохоли-Надь, — материалы, которые редко выставляются на обозрение из-за их светочувствительности — создают контекст стула. В этой галерее также представлены практические предметы декоративно-прикладного искусства, такие как кофейный и чайный сервиз Вильгельма Вагенфельда: набор из 5 предметов (1924–25, латунь с посеребренной ртутью внутренней частью и светильниками из черного дерева) и Настольная лампа (1924, прозрачное стекло, опаловое стекло, немецкое покрытие с ртутным серебром). серебро и посеребренная латунь).

 

Вильгельм Вагенфельд, Настольная лампа, 1924 г., прозрачное стекло, опаловое стекло, нейзильбер, посеребренный ртутью, и посеребренная латунь.

Раздел выставки, посвященный ткацкой мастерской Баухауса, не только подчеркивает некоторые из самых сильных активов Busch-Reisinger, но и дает признание участникам, чьи голоса в прошлом, возможно, не были такими громкими, — короче говоря, женщинам-художникам школы. «За всю свою историю у нас было много выставок, посвященных этой коллекции, но они окружали множество одних и тех же знакомых мужских фигур. Мы хотим показать вклад женщин-художников», — говорит Мьюир. В этом разделе «Гобелен» Гунты Штёльцль[5] (1922–23), исследование модернистской формы и цвета хлопковых, шерстяных и льняных волокон, поет, как и «Дизайн ковра» (1927, черные туши и акварель поверх графита с нарисованными и вырезанными рисунками). бумажные дополнения на не совсем белой тканой бумаге) Анни Альберс.
Фотографии Мохоли, еще одной женщины-художницы, на которую в основном не обращали внимания, являются сквозной линией выставки. В прошлом многие из них приписывались Вальтеру Гропиусу, потому что в них использовалась его архитектура. Ее изображения, на которых изображено все, от студенческих упражнений до произведений искусства, декоративных предметов, интерьеров и архитектуры, дают, пожалуй, самое интуитивное представление о культуре и продукции Баухауза. Мьюир говорит: «Именно ее видение помогло сформировать представление о том, чем был Баухаус».

Герберт Байер, «Дизайн мультимедийной выставочной будки», 1924 г., непрозрачная акварель, уголь и штрихи графита с коллажем из вырезанной печатной и цветной бумаги на не совсем белой тканой бумаге.

Заключительная галерея выставки посвящена Гарвардскому центру выпускников, который Гропиус спроектировал вместе со своей фирмой The Architects Collaborative. Открывшись в 1950 году, он стал первым комплексом модернистских зданий на территории университетского городка. Центр выпускников  находится не в центре внимания выставки. В разделе будут представлены образцы произведений искусства и исследований, заказанных для здания, такие как Verdure Герберта Байера (1950, холст, масло), которая до недавнего времени подвергалась консервации, и декоративные предметы, такие как клетчатое покрывало Анни Альберс[6], разработанное для комнат общежития Центра.  /Текст Сара Э. Фенсом/

Примечания:

[1] Музей Буша-Райзингера открытый в 1903 году в Кембридже, недалеко от Бостона, является единственным музеем в Северной Америке, целью которого является изучение искусства из немецкоязычных стран.
2] Ричард Бакминстер Фуллер (1895 — 1983) — американский архитектор, дизайнер, инженер, изобретатель, философ, математик, писатель, поэт.
[3] Линкольн Эдвард Кирстейн (1907 — 1996) — американский писатель, импресарио, знатоком искусства, филантроп и деятелей культуры из Нью-Йорка.
[4] Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883 — 1969) — немецкий архитектор, один из основателей и директор Баухауса, теоретик архитектуры и дизайна, выдающийся художник-педагог.
[5] Гунта Штёльцль (1897–1983). Художница по тканям, «женское лицо Баухауса», единственная женщина-преподаватель ткацких мастерских Баухауса. Созданные под ее руководством гобелены приносили школе не только славу, но и доход, а сегодня хранятся в лучших музеях мира.
[6] Анни Альберс — самая известная художница по тканям XX века, революционерка по части дизайна текстиля, которая сумела объединить многовековое ремесло с идеями модернистов.


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


 Присоединиться к нам на Facebook или Instagram 


 

Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»