Новая книга Элизабет Уилсон «Мария Юдина. Игра с огнем» вышла в издательстве Йельского университета

Было что-то ужасное в  жизни Советской России, что взрастило особый тип художественного гения, пылко духовного, решившего подняться над моральными компромиссами и бесконечной борьбой за существование, которые были отмечены в жизни большинства людей.


Как и многие художники предшествующего «Серебряного века», они жили в замкнутом мире чистого искусства, столь насыщенного, близкого к религии, — а для некоторых искусство действительно было проявлением пламенной веры, настолько становится трудно отделить их религию от их искусства.

Ольга Куриленко в роли Марии Юдиной в «Смерти Сталина»

Можно вспомнить таких поэтов, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, кинорежиссера Андрея Тарковского, художника Василия Кандинского. Среди музыкантов есть такие композиторы, как Галина Уствольская и Софья Губайдулина, и пианисты Святослав Рихтер (любивший выступать в полумраке, Мария Юдина была одной из таких чистых душ. Если ее имя не так знакомо нам, то это лишь историческая случайность, потому что по своему пылкому идеализму и чисто природному таланту она была на уровне знаменитостей того времени. В некотором смысле она превосходит их в потусторонности, в своем полном отказе идти на компромисс, что в конце концов и погубило ее.
В 1920-х и 1930-х годах она приобрела репутацию благодаря своим выдающимся исполнениям Баха, Моцарта, Брамса и, прежде всего, современной музыки. В последующие десятилетия, вплоть до конца 1960-х годов, она давала концерты, о которых с трепетом говорят те, кто их видел, и сделала множество замечательных записей. Но ее утомляло нездоровье и бесконечные гонения со стороны советской власти, не выносившие ни ее упорной привязанности к православной вере, ни ее увлечения современной музыкой, которая для них была запятнана «буржуазным формализмом». К тому времени, когда она умерла в 1970 году, она стала маргинальной фигурой.

Фото. Мария Вениаминовна Юдина. Начало 1930-х.

Элизабет Уилсон имеет все возможности рассказать свою историю. Виолончелистка и биограф нескольких музыкантов, в том числе Дмитрия Шостаковича (важная фигура в ее новой книге), Уилсон была ученицей великого Мстислава Ростроповича в Московской консерватории в конце 1960-х годов. С самой Юдиной она никогда не встречалась, которая в то время переживала один из своих периодов официального остракизма и редко появлялась на публике. Но она встречалась и разговаривала со многими ключевыми фигурами вокруг нее и неустанно разыскивала многих других со времен своего пребывания в Советском Союзе.

Александр Самохвалов. «Концерт Юдиной с оркестром», 1943 г.,

Новая книга Уилсона не всегда идеально ясна в своем повествовании, но в ней определенно есть доля подлинности. Одна поразительная вещь, которая всплывает из книги, так это то, как быстро проявилась основная личность Юдиной. Когда ей было всего 10 лет, ее игра поразила двоюродную сестру «величием масштаба, глубиной, напряженностью масштаба и ритма и, прежде всего, прекрасной эстетикой — чем-то вроде бетховенского «Es Muss Sein» («это должно быть») — именно такое описание было применено к ее игре спустя десятилетия. Приняв православие, ей пришлось столкнуться с гневом своего отца, врача, который отказался от своего еврейского происхождения и стал страстным атеистом, вполне способным сбросить с лестницы надоедливых религиозных типов. Она страстно интересовалась философией и историей, пожирала Канта и Гегеля на немецком языке в оригинале.
К 20 годам она стала тем, кем останется до самой смерти: эксцентричной фигурой в черном халате и залатанных туфлях, отчаянно нуждающейся в деньгах, переезжавшей из одной сырой квартиры в другую, трещащей о необходимости духовной жизни. именно в неподходящие моменты, когда официальная власть могла их услышать.

Комплект из 4-х пластинок Марии Юдиной в заводской составной коробке. М. Юдина, фортепиано; музыка И.С. Баха; исполн. Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижёр Курт Зандерлинг. М.: Мелодия, 1985

«Во многом я согласна с Российской коммунистической партией, но не могу принять ее из-за своих идеалистических и религиозных взглядов», — заявила она.
Ее страстная натура вылилась в отчаянную тоску по романтической привязанности, часто направленную на какого-нибудь блестящего нового писателя. Несмотря на отсутствие обычной привлекательности, она очаровывала мужчин, но складывается ощущение, что ей действительно нравились только недосягаемые. Ее безнадежная влюбленность в Бориса Пастернака вызвала смешки по поводу того, что она смотрела на него «как на икону….». Какое-то время казалось, что она действительно может выйти замуж за одного из своих одаренных учеников, Кирилла Салтыкова. Когда он погиб в результате несчастного случая на лыжной прогулке, она утешила себя тем, что стала образцовой «невесткой» его матери, ухаживая за ней во время ее последней болезни.
Уилсон опровергает слухи о том, что Юдина спала в гробу, что на самом деле она была монахиней (хотя некоторые из ее учеников насмешливо называли ее «монахиней») и что она записала фортепианный концерт Моцарта для Сталина за одну ночь. (рассказ, изображенный в «Смерти Сталина»). Это не разочарование, потому что, как показывает эта увлекательная книга, реальная история Юдиной более трогательна и необыкновенна, чем любой из мифов.
Книга «Игра с огнем» издается Йельским университетом по цене 25 фунтов стерлингов.


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


 Присоединиться к нам на Facebook или Instagram


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия как благотворителя появится в разделе «Донаты»