Наталья Бурова. Григорий Сковорода

Философия Григория Сковороды была для него жизненным подвигом. Он стремился прозреть нечто новое, нестареющее, чудное и вечное. «Пробуждение духа» было главнейшим стимулом его действий и всей его жизни. Сковорода мыслит символами, а не точными философскими понятиями.
Мало кто знает о жизни и учении Григория Сковороды, мыслителя, богослова и поэта. Выдающаяся личность eгo останавливает на себе внимание. Eгo невозможно понять вне русской стихии, вне горячо любимой им Украины, и не случайный факт то, что ученье eгo, несмотря на внешнее одиночество самого автора, свободно и легко укладывается в рамки русской философской традиции.
Но не только ученье, замечательна сама жизнь этого мудреца-странника, с флейтой и Библией обошедшего пешком весь юг России, всегда жизнерадостного, исполненного не только книжной, но и глубокой житейской мудрости. Его жизнь и ученье — одно неразрывное целое. И об этом, может быть, нелишне вспомнить в наш печальный век всяческого раздробления и разделения.

Памятная доска на храме в центре Токая. На этом месте стояла деревянная церковь, где в 1745-1753 Григорий Сковорода служил певчим.

Сведения о молодых годах Григория Сковороды весьма скудны. Родился он в 1722 г. в селе Чернухи, Лубенского уезда, Полтавской  губернии в зажиточной казачьей семье. С детства проявлял склонность к наукам, чтению духовных книг, отличался также музыкальными дарованиями, пел на клиросе «отменно приятно». Отец отдал сына, по собственной его просьбе, в Киевское Училище, впоследствии Духовную Академию. Григорий учился успешно, и должен был проявить большую твердость духа против начальства, которое требовало от него принятия духовного сана. В 19 лет, благодаря голосу и музыкальному таланту, молодой Сковорода был зачислен в придворную «певческую музыку» и отправлен в Петербург на торжества восшествия на престол государыни императрицы Елизаветы Петровны (1741 г.). Но в капелле он недолго оставался; Киев его не удовлетворял, и он стал стремиться за границу. Знание языков и церковного пения помогли. Сковороде удалось устроиться в Австрии; потом он побывал в Венгрии и Италии. «Рим любопытству его открыл большое поле». Сковорода путешествовал пешком, как все студенты и ремесленники того времени. Всюду он старался совершенствоваться в науках и языках.
Культура его черпала свои идеи в платоновской традиции греческой философии и в святоотеческой литературе. У него была смелость мысли и свое «сковородинское» благочестие.
Сковорода был несомненно чрезвычайно образованным для своего времени человеком. Легко изъяснялся на нескольких языках и кроме современных знал латинский, греческий и древнееврейский языки.
Религии и мифотворчество древних привлекали к себе внимание Григория Сковороды, он находил в них нравоучительные примеры. В обожествлении сил природы он умел различать истинное благочестие, скрытое под своеобразной символикой: с этой точки зрения египетское «богословие» он называет матерью еврейского.
Григорий Сковорода — крупная личность по своей значительности, по глубине своих духовных достижений. Одно из его изречений: «не разум от книг, а книги от разума родились».
Для обрисовки психологического облика Сковороды надо отметить тех мыслителей, которых он особенно чтил и которых чаще всего упоминает в своих творениях. Первые — это Сократ и Платон. Последнего он даже называет Боговидцем (в предисловии к израильскому змию). Дальше встречаются у него имена: Пифагора, Эпикура, Фалеса, Цицерона, Плутарха, Филона, Горация и Лукиана. Отцы церкви упоминаются реже: Сковорода считает, что лучшие наставники к изучению Св. Писания —  это Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а также Блаженный Августин.
Вернулся Сковорода из путешествия «наполненный ученостью», но «с пустым карманом и в крайнем недостатке всего нужнейшего». Он поступает домашним учителем, но остается им недолго, и снова в трудном материальном положении: без крова, без средств к существованию. Одно время он был в Москве, в Троице-Сергиевской Лавре, оставив по себе в Лавре добрую славу и «имя ученого», но eгo все время тянуло к родным местам, и он возвращается к себе, на Украину.
В продолжение последующих IО лет Сковорода занимался педагогической деятельностью, вначале в семьях у помещиков, а потом был приглашен в Харьковский Коллегиум преподавания поэзии. Язык Сковороды выразителен и красочен, даже в прозаических произведениях. Обладал он, несомненно и стихотворным талантом. Сковорода любил распевать свои стихи, сопровождая пение игрой на скрипке, гуслях или бандуре. Сочинял он и духовные концерты.
Современники, вспоминая его, рассказывают, что одевался он пристойно, но просто, мяса и рыбы не ел, питался раз в день, по заходе солнца, зеленью и молоком, спал не больше 4 часов.
Покинув Харьковское Училище из-за обстановки «бурсы», он «удаляется от злословия людского» и живет на пасеке в Земборском лесу (около села Гужвинского), где тишину нарушает только гуденье пчел и звуки его флейты. Вся библиотека eгo состояла из греческой и еврейской библии. Здесь, в лесной хижине, Григорий Сковорода пишет философский труд «Аскань» и «Нарцисс — или узнай себя», ибо мудрый, подобно Нарциссу, созерцает отражение свое в чистом источнике. Самая бумага грубая, серая, на которой он писал трактат, была в соответствии со всей его обстановкой. Он мог в условиях лесной жизни работать только летом и в одном письме к священнику пишет: «Спешу произвести пока есть время, ибо наступает — вернее стоит у дверей  враждебная музам зима. Скоро надо будет уже не писать, а руки греть».


Философия Григория Сковороды была для него жизненным подвигом. Он стремился прозреть нечто новое, нестареющее, чудное и вечное. «Пробуждение духа» было главнейшим стимулом его действий и всей его жизни. Сковорода мыслит символами, а не точными философскими понятиями.


Учение о Человеке является краеугольным камнем всего его философского мировоззрения. Проповедь счастья и радости — вот основная черта его прикладной философии. Он говорит, что путь к счастью открыт всем. Счастье не может быть достоянием одной страны, оно не может зависеть от богатства. Истинное счастье, заключающееся в мире душевном, открыто всем, оно обретается через исполнение воли Божьей.
Жизнь согласно воле Божьей: «Да будет Воля Твоя. Кто зовет в леса и сады род соловьев и дроздов, на поля жаворонков, а жаб в воды и болота? Кто ведет речные потоки к морю? Кто влечет к магниту сталь? — Сей есть Бог над всеми царствующий (из книги «Алфавит Мира»).
Бог, говорит Сковорода в другом труде своем, «богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости». «И что глупее , — восклицает Сковорода, — как равное равенство, которое глупцы в мир внести всуе покушаются?» Себя Сковорода называет в «Диалоге Сатаны и Архистратига Михаила», — Варсавою. Вар — по-еврейски сын. ВарСава — сын Савы.
Писал Сковорода басни, живя на пасеке близ Гужвинского. «Сборник Харьковских басен» и «Убогий Жайворонок» (1774 г.) представляют несомненный литературный интерес. Написаны они прозой, простым разговорным языком. Каждая содержит мораль. Сам Сковорода, по-видимому, смотрел на них как на удобный способ популяризировать свое учение. Он называет их в предисловии «благопристойными мудрыми игрушками». (Например, не то орел, что высоко летает, но что легко седает… или: много хитростей знает лиса, а еж — одно великое; или: учитель, как и врач, — только служитель природы, которая одна есть «истинная» учительница).
К 72 годам Сковорода стал болеть. В 1794 г. он говорит, что дух его бодр, но тело немощно. Просит похоронить его на возвышенном месте, над прудом «близ рощи и гумна»,  где он любил по вечерам играть на своей заветной флейте.
Сам себе придумал эпитафию, просил начертать на могильной доске: «Мир ловил меня, но не поймал». Силы медленно покидали Григория Саввича. 28 октября 1794 r. установилась ясная, тихая погода. Много народу наехало в Пан-Ивановку навестить и послушать чудного старца. И как будто уходившие силы снова вернулись. Григорий Саввич с веселостью, красноречием рассказывал о прошлом, о своих странствованиях, о своей жизни.
А вечером, когда гости разъехались, он вышел в сад и под развесистой липой заступом вырыл яму, для себя могилу.
«Пора кончать блужданье. Пора уйти на покой»- сказал он своему другу Ковалевскому, заставшему его за рытьем могилы.
На другой день Григория Сковороду нашли в его комнате мертвым. Лежал он на кровати в чистом белье, в серой свитке, с тетрадями своих творений и Библией под головой. Руки его были сложены крест — накрест.
Похоронили Сковороду в селе Ивановке, как он завещал, но через 20 лет, по непонятной причине, тело его было перенесено и похоронено «в вишневом садку» Ивановского священника рядом с семейным склепом его друзей Ковалевских. Сохранился портрет, написанный маслом за год до смерти Григория Саввича в селе Ивановке харьковским живописцем Лукьяновым по просьбе его друга Ковалевского. На портрете у Сковороды удлиненное, бритое лицо, с тонкими сжатыми губами, прямым чуть горбатым носом и взглядом, устремленным вдаль; в руках держит он книгу с заглавием «Алфавит Мира». Портрет овальный и в правом углу внизу подпись: Григорий Сковорода.
С портрета воспроизведены гравюры в прошлом столетии П. Мещеряковым и В.В. Матэ.


Присоединиться к нам на Facebook или Instagram


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия как благотворителя появится в разделе «Донаты»