Безумие Уоткина: несостоявшийся конкурент Эйфелевой башне

В 1890-х годах в Лондоне британский политик и железнодорожный магнат Эдвард Уоткин задумал построить гигантское сооружение, которое затмит Эйфелеву башню. Предполагалась, что башня будет стоять на высоте 1200 футов над северо-западным пригородом Уэмбли…

Где-то под полем национального стадиона в Уэмбли лежит фундамент того, что могло быть самым высоким зданием города. Вдохновленный Эйфелевой башней в Париже, Большой Лондонский Тауэр должен был превзойти ее по высоте и достичь почти 1200 футов. Но это не произошло. Возведение башни остановилось на первом этапе строительства – возведение мощного фундамента, который открылся для обозрения  в 2002 году, когда нынешний стадион был построен взамен старого.
Так что же пошло не так? Башня была детищем Эдварда Уоткина, британского политика и железнодорожного магната, чьи предыдущие усилия включали неудачную попытку построить туннель под Ла-Маншем более чем за 100 лет до начала строительства нынешнего Евротоннеля.

Когда Уоткин умер, импульс к строительству башни был потерян. Герберт Барро / Архив Халтона / Getty Images

«Уоткин был прирожденным предпринимателем и любил большие идеи — чем больше, тем лучше», — говорит Кристофер Костелло, эксперт по викторианской архитектуре и инспектор исторических зданий в организации общественного наследия Historic England. «Я думаю, что у него была склонность так увлекаться своими идеями, что он часто продирался вперед, прежде чем подумать о том, насколько они практичны или финансово жизнеспособны».
Эйфелева башня, открытая в 1889 году, быстро стала популярной туристической достопримечательностью, а затраты на ее строительство окупились за считанные месяцы.
В то же время Уоткин искал способы привлечь больше пассажиров на свою столичную железную дорогу, которая позже стала веткой метрополитена в лондонском метро. Железная дорога проходила через Уэмбли, в то время сельскую деревушку к северо-западу от центра Лондона, где Уоткин купил землю для создания парка развлечений: «Он должен был стать Диснейлендом своего времени или преемником парков отдыха начала 19 века, таких как Battersea Park в Лондоне или Tivoli Gardens в Копенгагене», — говорит Костелло.
Что может быть лучше, чем башня выше Эйфеля, чтобы убедить лондонцев сесть на поезд, чтобы добраться туда?
Уоткин имел наглость попросить самого Гюстава Эйфеля спроектировать её, но французский инженер отказался выполнить заказ из патриотических соображений. Его планом Б был международный конкурс дизайна с первым призом в 500 гиней, что составляет около 80 000 долларов в сегодняшних деньгах. Он получил 68 проектов, но большинство из них казались не реалистичны.

Первая и единственная завершенная стадия башни.

Один был высотой 2000 футов и предназначался для поезда, идущего на полпути к вершине по спиральной железной дороге. Другой был спроектирован как «воздушная плоскость» с небесными садами, музеями и галереями, а также репродукцией Великой пирамиды наверху.
Однако большинство из них соответствовало эстетике Эйфеля, и именно один из них Уоткин выбрал победителем, представленный лондонскими архитекторами Стюартом, Маклареном и Данном.
«Победившее предложение заключалось в более тонкой версии Эйфелевой башни. Очень похожая по своему общему профилю, но структура была несколько тоньше», — говорит Костелло. На высоте 1200 футов он также был примерно на 175 футов выше своего парижского аналога, который в то время был самым высоким зданием в мире.

Все записи были собраны в каталог, изданный в 1890 году, в котором подробно описывался проект и указывалось, что лондонская башня будет «гораздо просторнее», чем Эйфелева, и будет включать в себя «рестораны, театры, магазины, турецкие бани, променады, зимние сады» и множество других развлечений», до которых можно добраться с помощью недавнего изобретения — электрического лифта. Со смотровой площадки открывались  панорамные виды и возможность астрономических наблюдений, чему способствовала бы «чистота воздуха» на такой «огромной высоте».
Однако после первоначального «шума»,  предложенный дизайн был изменен, чтобы сделать его дешевле, а количество ножек было сократилось с первоначальных восьми до четырех, то есть столько же, сколько у Эйфеля.
Строительство началось в 1892 году, а первая очередь высотой около 150 футов была завершена три года спустя.
Парк Уэмбли открылся годом раньше и пользовался умеренным успехом, но башне еще предстояло пройти долгий путь — но с ней происходило что-то не так.
«Когда они достигли первой очереди, вскоре стало ясно, что здание проседает. Не так сильно, чтобы им нельзя было пользоваться, но они определенно понимали, что у них будут большие проблемы, если они продолжат строить его выше, увеличивая нагрузку  на основания», — говорит Костелло.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Центре Авангарда на Шаболовке состоялась лекция Ильи Печенкина «Шухов или не-Шухов? О творчестве выдающегося инженера в свете новейших исследований»

Хотя башня и  была открыта для публики и даже  установлены лифты, затея была обречена.
«Одна из главных проблем заключалась в том, что Уоткин умер в 1901 году, — добавляет Костелло. «Он был движущей силой проекта, и с его смертью все, что осталось, — это рациональный расчет затрат и выгод — виды, окружающая местность которые вы могли бы получить посетили с вершины башни, оказались не особенно восприняты и впечатляющи. «Просто не хватило посетителей, чтобы заплатить за его завершение».
Через год после смерти Уоткина башню признали небезопасной и закрыли. Вскоре после этого ее взорвали динамитом. Однако окружающий район Уэмбли продолжал процветать как промышленный и жилой пригород Лондона.
В 1923 году на месте бывшей башни был построен стадион, который позже будет известен как первоначальный стадион Уэмбли. Его снос, чтобы освободить место для нынешнего стадиона Уэмбли, в конечном итоге обнажил фундамент башни, когда были предприняты работы по снижению уровня нового поля.
Примечательно, что Уоткинс-Тауэр по-прежнему остается самым высоким зданием Лондона и сегодня, превосходя небоскреб The Shard почти на 160 футов. Но будет ли это такая знаковая достопримечательность, как Эйфелева башня? Вероятно, нет, говорит Костелло: «Это все равно было бы очень большое сооружение на горизонте, но его можно было увидеть только с определенных видов», — говорит он.
«Не находясь в центре Лондона, он никогда не имел бы такого доминирующего центра, как Эйфелева башня в Париже». /по материалам CNN/


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе: «Донаты»