Джоанна Хиффернан: знакомьтесь с неизвестной женщиной Джеймса Уистлера

До того, как художник увековечил свою маму, его сердце украла загадочная рыжая женщина, которая вдохнула в его искусство новую силу.
Нет лучшего знакомства с викторианской богемой — ее художниками, продавцами гравюр, мошенниками и бродягами — чем посещение Рэтбоун-плейс. На этой узкой  улочке к северу от Сохо лондонские художники ходили покупать краски и кисти у Winsor & Newton, Rowney and Co или в «Храме фантазии Фуллера».
Здесь же в 1860 году 26-летний Джеймс Эбботт Уистлер познакомился с Джоанной Хиффернан, 21-летней ирландской моделью с огненными волосами и серо-зелеными глазами, которая жила в доме на  этой улице. За несколько месяцев она стала главной моделью Уистлера, его любовницей — и не только.

Кто эта девушка ?: Джоанна Хиффернан в « Симфонии в белом № 3» Джеймса Уистлера (1865–67; фрагмент)

Новая выставка в Королевской академии[1] доказывает, что она не просто была музой художника, но активно сотрудничала с ним почти во всех крупных работах в начале его карьеры. Она помогала управлять его студией, получила доверенность на его дела, право выписывать и подписывать чеки и перед своей смертью в 44 года была названа единственной наследницей Уистлера. Она даже взяла к себе его внебрачного ребенка — результат непродолжительной разрушительной измены в 1870 году.
Показ работы «Женщина в белом» Уистлера: Джоанна Хиффернан, организованная совместно с Национальной галереей искусств в Вашингтоне, является последней из множества выставок, в центре внимания которых находятся модели художников. Например, выставка «Сестры-прерафаэлиты» Национальной портретной галереи 2019 года воплотила в жизнь таких женщин, как Фанни Корнфорт, чье двойственное положение в доме Данте Габриэля Россетти соответствовало положению Хиффернан в доме Уистлера.

Джоанна Хиффернан в «Симфонии в белом № 2» Джеймса Макнила Уистлера (1864)

Выяснилось, что эти две женщины были подругами, но Хиффернан — фигура гораздо более загадочная.
Кураторам — в Великобритании Энн Дюма и в Вашингтоне Маргарет Ф. Макдональд, мировому авторитету в области Уистлера, — пришлось восстанавливать  ее личность по кусочкам из переписки и архивных записей. То, что они обнаружили, показывает, что она была находчива, уверена в себе и остроумна; гораздо интереснее, чем кто-либо мог себе представить.
В основе выставки три картины, созданные между 1860 и 1867 годами, ныне известные как «Симфония в белом № 1»; Симфония в белом № 2: Маленькая белая девочка; и «Симфония в белом № 3». Эти работы были критически важны для творчества Уистлера.
Но кем был Хиффернан? Крестившись в Лимерике в 1839 году, она вместе с отцом, матерью и двумя сестрами приехала в Лондон в 1843 году в составе многочисленных бедных ирландцев, спасавшихся от голода в те десятилетия. Беженцы заполнили тесные лондонские трущобы, а в Мэрилебоне, где поселились Хиффернаны, был один из самых высоких показателей смертности в городе. Их младшая дочь Екатерина умерла от   недоедания.
Прибытие Уистлера в 1859 году  из Парижа, где он учился, было совсем другим. Переехав со своей сводной сестрой и ее мужем на Слоан-стрит, принадлежащую представителям среднего класса, он взволнованно писал художнику Анри Фантен Латуру[2] в Париж, что Англия созрела для сбора урожая: «Приезжайте и посмотрите, как вы можете заработать здесь гораздо больше за один месяц. … чем через год!»
Конечно, сначала ему нужно было сделать себе имя, и вариантов было всего два: выставить крупную картину в Королевской академии или в парижском Салоне.
Тут-то и вмешалась Хиффернан. Уистлер требовалось что-то свежее, и она вдохновила, а может быть, даже предложила это. Он начал портрет «девушки в красивом белом батистовом платье, стоящей у окна, пропускающего свет через прозрачную белую муслиновую занавеску», как он назвал Симфонию в белом № 1, зимой 1861 года. Платье было выбрано как техническая задача – этюд в оттенках белого.

Симфония в белом, № 1: Белая девушка (1862)

Уистлер был в восторге от результата, а Академия — нет. Спустя годы он сказал, что отказ заставил его почувствовать себя «совершенно разбитым». «Сегодня трудно понять, почему это оттолкнуло так много людей, — говорит Дюма. «Но белое на белом было очень радикально; его монументальный масштаб предназначался обычно для величественных портретов важных персон, а это была неизвестная модель, почти в домашнем халате. Викторианская публика привыкла к картинам с повествовательным или нравоучительным посланием. Здесь нет ни намека на историю». Хиффернан тоже была расстроена. Она сказала дилеру Джорджу Алоизиусу Лукасу, что приемная комиссия Академии была «старыми тупицами», добавив: «Некоторые глупые художники вообще этого не понимают».
Затем Уистлер попробовал себя в парижском салоне, и картина снова была отклонена. Однако ему повезло: так много других художников жаловались на отказ в 1863 году, что Наполеон III заказал официальный «Салон отверженных». Наряду с ныне печально известным «Завтрак на траве» Мане, «Симфония в белом» Уистлера была главной достопримечательностью. Золя даже поместил его в своем романе L’Oeuvre.
Вернувшись в Лондон, Уистлер возобновил работу над картиной «Уоппинг на Темзе», когда они с Хиффернаном жили в комнатах в Гринвиче, где, чтобы успокоить домовладельца, она была «Анной Уистлер». (На самом деле они никогда не были женаты.)
К тому времени, когда картина была закончена, они переехали в Линдси-Роу среднего класса, Челси, все еще преследуемые требованиями респектабельности. Симфония в белом № 2 оказалась намного лучше, чем № 1. Выставленная в Академии в 1865 году, она изображала Хиффернан, опирающуюся  на каминную полку на Линдси-Роу, и вдохновила поэта Алджернона Суинберна на написание «Перед зеркалом», представляя реакцию Хиффернан на ее отражение. . Веер, который она держит, свидетельствует о растущем интересе Уистлер к азиатскому искусству.

Гюстав Курбе. La Belle Irlandaise (1865–66)

Россетти был коллегой-коллекционером и одолжил Уистлеру «китайский бело-голубой ковер» для Симфонии в белом № 3, в которой Хиффернан позировала с моделью Эмели Джонс. Уолтер Сикерт заметил, что выражение глаз Хиффернан «сохранило для нас намек на восхищение молодого человека».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Уолтер Ричард Сикерт: как знаменитый ученик Эдгара Дега попал под подозрение в деле «Джека Потрошителя»

Между написанием  Симфониями № 2 и № 3 Уистлер и Хиффернан присоединились к французскому реалисту Гюставу Курбе в Трувиле, где купание в ледяном море вместе с ужином из жареных котлет и креветок в масле вдохновило их на безумие живописи. Спустя годы Курбе вспоминал Уистлера: «Вы помните Трувиля и Джо, которые играли клоуна, чтобы развлечь нас. Вечером она так хорошо пела ирландские песни, потому что обладала духом и достоинством искусства». Собственный портрет Хиффернан Курбе также выставлен в Королевской академии. Он никогда не расставался с ней, хотя многие пытались ее купить.
Жизнеспособность Хиффернан маскировала болезнь груди, которая в конечном итоге убьет ее. К моменту ее смерти они с Уистлером уже не жили вместе, хотя она все еще заботилась о его сыне Чарльзе, и эта обязанность перешла к ее сестре Агнес. Такая обстановка, похоже, всех устроила (Чарльз трогательно написал о «Тетушке Джо»), и Уистлер и Агнес оставались друзьями до его смерти в 1903 году.
(по материалам британской прессы)
_____________

[1] Королевская Академия художеств (англ. Royal Academy of Arts, часто просто Royal Academy) — наиболее влиятельная и авторитетная ассоциация художников Великобритании. Занимает Бёрлингтон-хаус на Пикадилли — палладианскую резиденцию графа-архитектора Бёрлингтона.
[2] Анри Фантен-Латур (14 января 1836 – 25 августа 1904) — французский живописец и литограф, наиболее известный своими цветочными картинами и групповыми портретами парижских художников и писателей.


При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.


Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе: «Донаты»