Надежда Петровна Ламанова – выдающийся модельер, художник театрального костюма, новатор, автор уникальных методик создания одежды. До революции у нее мечтали одеваться самые знаменитые красавицы, представительницы аристократии и богатейших купеческих семей.
Лекция прошла в рамках выставки «Надежда Ламанова: «Сделать одежду целесообразной и красивой»». Ее провела координатор инициативной группы Виртуального музея lamanova.com, фотограф-этнограф, член Союза фотохудожников России Алла Соловская. Уже много лет она занимается изучением и популяризацией творчества Н.П. Ламановой.
Надежда Петровна Ламанова (1861–1941) – выдающийся модельер, художник театрального костюма, новатор, автор уникальных методик создания одежды.
До революции у нее мечтали одеваться самые знаменитые красавицы, представительницы аристократии и богатейших купеческих семей.
В 1898 году она стала поставщицей Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, а с 1904 – поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.
После открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться — теперь в Париже — у известных, знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу. Среди близких ей людей были В.И. Мухина, М. Горький, М.Ф. Андреева, В.А. Серов. В 1901 году К.С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр. Здесь она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет.
После революции Надежда Петровна потеряла богатую клиентуру, мастерскую, особняк на Тверском бульваре. Однако, у нее осталось самое главное сокровище – ее талант и энергия.
В 1920-е годы она стояла у истоков советской модной индустрии. Неисчерпаема на идеи, полная сил и вдохновения, она создала знаменитые модели, ставшие эталоном на многие и многие десятилетия. Например, советскую школьную форму, просуществовавшую до конца 1980-х годов, или мужскую «толстовку» – любимую одежду советских чиновников 1920–1950-х годов. Настоящим триумфом можно назвать – Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году за коллекцию костюмов, выполненных ею совместно с Верой Мухиной, Надеждой Макаровой и Евгенией Прибыльской.
В 1920-е годы Надежда Петровна обращается к народному костюму и создает уникальные модели с использованием подлинных фрагментов народной одежды и предметов быта. Например, знаменитая серия платьев, украшенных полотенцами Владимирской губернии.
Во время лекции Алла Соловская продемонстрировала прием Ламановой, показав, как можно быстро трансформировать женский наряд с помощью обычного домотканого рушника. Обратила внимание на театральные работы Ламановой: во МХАТе, где работала с 1920-х годов до конца своей жизни, в театре Вахтангова для знаменитой «Принцессы Турандот». Фотографии актрис в костюмах Ламановой, театральную программу 1922 года можно увидеть сейчас на выставке Музея читателя РГБИ «Вахтанговцы и Библиотека – сто лет вместе».
Безусловный интерес представляют фотографии подлинных документов, показанных на встрече Аллой Соловской. Например, личное дело Каютовой-Ламановой 1919 года, открытое после ее ареста и сопровождения в Бутырскую тюрьму вместе с мужем и членами семьи; выписка из протокола заседания Президиума ВЦИКа по делу о ходатайстве Ламановой Н.П. о восстановлении ее в избирательных правах 1930 года и другие архивные материалы, свидетельствующие о драматической судьбе знаменитого модельера.
Лекция Аллы Соловской продолжилась обменом мнений, дополнениями слушателей, многие из которых серьезно занимаются изучением жизни и творчества Надежды Ламановой.
/По материалам сайта РГБИ/
21 декабря 2021 г. в Голубом зале РГБИ открылась выставка, посвященная 160-летию со дня рождения знаменитого модельера, автора костюмов ко многим театральным постановкам и художественным фильмам Надежды Петровны Ламановой.
В непростое для советской страны время модельер, создававшая до революции наряды для императорского двора, начала конструировать модную одежду, которая в силу своей простоты, функциональности, легкости в исполнении была доступна каждому. Надежда Петровна черпала вдохновение в русском народном костюме. Ее модели, следуя общему направлению костюма тех лет, имели национальный колорит, самобытность. В своих платьях она использовала предметы народной одежды и быта – рубахи, панёвы, полотенца, предлагала украшать одежду исконно русским кружевом, фрагментами вышивки, тесьмой. Ее модели и статьи о том, каким должен быть костюм и как его создать публиковались в журналах «Ателье», «Красная нива», «Женский журнал». Работы известного кутюрье воспроизвели студенты Кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ. В открытии приняли участие: директор РГБИ Ада Колганова, координатор проекта Виртуальный музей Н.П. Ламановой Алла Соловская, старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая, художник по костюму, стилист, блогер Ирина Жигмунд, московский коллекционер обуви Назим Мустафаев и Ольга Поликарпова – художник, автор книг, создатель реконструкций исторических костюмов, преподаватель кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ.
/По материалам сайта РГБИ/
Присоединиться к нам на Facebook или Instagram
Станьте ДОНАТОМ проекта. Сделайте добровольное перечисление в размере 100 рублей для развития журнала об искусстве.
Наведите камеру смартфона на QR-код, введите сумму и произведите оплату.
При согласии ваша фамилия, как благотворителя, появится в разделе «Донаты»