«Пламя» — дебютная книга Софи Хейдок, раскрывающая яркие портреты муз художника Эгона Шиле

«Можете ли вы представить , что позируете обнаженным для своего брата?» — поражает Софи Хейдок. — Или раздеться до нижнего белья для мужа сестры? Чем больше я читала о женщинах, позировавших Эгону Шиле, тем больше вопросов у меня возникало…»

Вена в начале 20-го века — это волнующий социальный водоворот, город идей, музыки, новаторского
искусства, которым руководит Густав Климта до прихода его скандального протеже
Эгона Шиле. В этот мир приходят четыре женщины, каждая со своей историей…
Четыре женщины, близкие к австрийскому художнику, освещены в  впечатляющем дебютном романе Софи Хейдок на фоне  венской суматохи во время пандемии испанского гриппа…

Образы  женщин Эгона Шиле сложны и разнообразны. Некоторые из них неуловимы, причудливы или декоративны, но многие сексуальны, сильны, провокационны. Они поднимают тревожные вопросы вуайеризма и насилия. Кем были эти женщины и какую роль они сыграли в жизни Шиле и его искусстве? На эти вопросы Софи Хейдок собирается ответить в своем амбициозном и интригующем дебютном романе. Она фокусируется на четырех женщинах: Герти, эгоистичной сестре Шиле; Вальбург (“Уолли”) Нойзил, которая была его моделью и любовницей; и сестрами Адель и Эдит Хармс, которые живут на одной улице с Шиле, и наблюдают за ним из своего окна.
Книга разделена на четыре раздела и начинается со смелой, но слегка сумашедшей Адель, которая полна решимости избежать “мелкого существования”, которое она приписывает своей матери и сестре. Ее глазами мы открываем для себя очарование сецессионной Вены, города, “прокладывающего путь прогресса и перемен в этот новый, многообещающий, безупречный век”. Второй раздел принадлежит Герти и рассказывает о детстве Шиле. Отец Шиле был провинциальным начальником станции, строгим и обычным человеком, который цеплялся за свой маленький статус, даже когда сифилис постепенно разрушал его разум. Напротив, молодой Шиле показан как бунтарь, уже находящейся не в ладах со своей семьей и миром.

Фото. Эгон Шиле

Затем роман переходит к Вальбурге, с которой Шиле знакомится через Густава Климта. Когда Шиле арестован за, якобы, показ непристойных изображений детям и “похищение” дочери соседа Татьяны, которой  всего 14 лет, Вальбурга стоит рядом с ним. Тем не менее, он бросает ее, чтобы жениться на Эдит. Этот союз обычно объясняется с точки зрения социального преимущества, но Хейдок изображает Эдит как нечто большее, чем выгодную невесту.
Первая мировая война заканчивается, империя рушится, женщины постепенно вступают на путь  опасного, но желаемого освобождения. Кульминация также имеет современный резонанс, который Хейдок не могла предвидеть, когда она приступила к проекту — это эпоха пандемии испанского гриппа, с которым Вена сталкивается во время гибели Империи, стал очень знакомым.
Возможно, единственное авторское упущение заключается в том, что личность Шиле остается все такой же  странной и непознанной. Решив жениться на Эдит, он пытается убедить Вальбургу, что сможет продолжить с ней отношения. Хейдок интерпретирует это как неспособность понять женщин, а не циничную попытку эксплуатации. Она также воздерживается от подробного изучения инцидента с Татьяной и от изучения того, были ли его отношения с сестрой кровосмесительными.

Возможно, ее роман был бы сильнее, если бы она более полно справилась с этими моральными сложностями. Однако тайна и двусмысленность человека Шиле неотделимы от силы его искусства; независимо от того, как мы интерпретируем его фактические отношения с женщинами, его картины часто дают им силу и автономию, обычно отсутствующие в другом искусстве его эпохи.
В целом, это впечатляющий и очень приятный дебют. Миры, созданные Хейдок, кажутся прочными и полностью обитаемыми. Неразрешенная ревность и напряженность между Адель и ее сестрой аккуратно пронизывают страницы. Хейдок создала экспансивный роман the gaze и the image, который также объясняет, как эти четыре музы вдохновляли и бросали вызов Шиле, одновременно договариваясь о ролях для себя в обществе, где они были отмечены, но бессильны.


Софи Хейдок — отмеченная наградами писательница, живущая в восточной части Лондона. «Пламя» — ее дебютный роман.
Она является лауреатом премии Impress для новых писателей. Софи прошла обучение на журналиста в Городском университете в Лондоне и работала в журналах Sunday Times Magazine, Tatler и BBC Three, а также работала фрилансером в таких изданиях, как Financial Times, журнал Guardian Weekend и таких организациях, как Совет искусств, Королевская академия и Сотбис.
Увлеченная истриями, Софи также работает над премией Sunday Times Audible Short Story Award и является заместителем директора литературной организации Word Factory.

При подготовке материала использовались технологии искусственного интеллекта.

Оставьте комментарий